Амфисбена, кто такая?
Подробнее, желательно фото… .
.
Амфисбена - Эту мифическую змею подробно описал в I веке нашей эры римский писатель, ученый и полит деятель Плиний Старший, а вслед за ним - другие авторы. У Амфисбены две головы: одна спереди, другая на хвосте. Благодаря этому она способна передвигаться в любом направлении, не разворачиваясь, и вдвое опаснее всех ядовитых змей.

Глаза ее светятся, как светильники. Кроме того, Амфисбена, в отличие от всех других змей, не боится холода и может жить в любом климате. Обладает целебными свойствами. Невероятно ядовитая и опасная гигантская змея с двумя головами. Согласно Лукану, амфисбена родилась из крови убитой Персеем Горгоны вместе с василиском, аммодитом и аспидом.

Однако в XIII веке немецкий философ и богослов Альберт Великий не склонен был верить в реальность существования Амфисбены. А Леонародо да Винчи по поводу записок Плиния писал с нескрываемой иронией: "У нее две головы.. . как будто не довольно с нее из одного места выпускать яд". Говорят что Амфисбену кормят муравьи и что если ее разрезать на 2 части, то они соединятся.

В современной фауне амфисбенами назван подотряд чешуйчатых класса пресмыкающихся.

Амфисбеновые. Слева пятнистая двуходка, справа – белая амфисбена
Амфисбены (от греч. amphís — c обеих сторон и báino — иду) (Amphisbaenidae), двуходки, семейства ящериц. 17 родов, включающих около 120 видов.

Распространены главным образом в тропической Америке и Африке, несколько видов — в Южной Европе и Передней Азии. Приспособлены к роющему образу жизни. Самый многочисленный род собственно Амфисбены (Amphisbaena) включает около 50 видов.

У этих ящериц длинное, цилиндрическое червеобразное тело, лишенное конечностей. Лишь североамериканские двуноги имеют короткие передние лапки. Длина большинства видов не превышает 25-35 см, хотя некоторые, как южноамериканская белая амфисбена, могут достигать 50-70 см. В отличие от остальных чешуйчатых, тело амфисбен покрыто сплошной роговой пленкой, опоясанной узкими поперечными кольцами. Только уплощенная голова, с помощью которой эти рептилии прокладывают ходы в почве, покрыта крупными роговыми щитками. Хвост обычно тупо закруглен и напоминает голову. В момент опасности он резко вздергивается вверх, отвлекая внимание хищника от уязвимой головы. Из-за этой особенности в некоторых районах Южной Америки их называют двухголовыми змеями. Амфисбены одинаково хорошо двигаются вперед как головой, так и хвостом. Это необходимо при движении в узких подземных ходах, где нет возможности развернуться. Поэтому часто используется второе название этих животных — двуходки.

Амфисбена
Мифическое животное, ее название в переводе означает «движущаяся в двух направлениях»

считалось, что она одинаково легко перемещается как вперед, так и назад. Описывается как «змея о двух головах — одна на обычном месте, другая на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у нее горят, как свечи» (Брунетто Латини, «Энциклопедия») . Упоминается еще у Плиния, который отмечает ее целебные качества. Ее изображение довольно часто встречается в геральдике. В античности амфисбена в своем символическом значении сближается с образом двух змей кадуцея и воплощает гармонию и симметрию двух начал. В христианском искусстве она предстает, подобно другим чудовищам, творением Сатаны и олицетворением вездесущих сил зла.

Амфисбе́на (от др. -греч. αμφίς — c обеих сторон и др. -греч. βάινο — иду) — в представлениях греков гигантская двухголовая змея, вторая голова которой находится на хвосте. В современной фауне амфисбеной названа небольшая тропическая ящерица, похожая на змею, способная передвигаться хвостом вперёд в подземных ходах.
Застать амфисбену врасплох практически невозможно, так как пока одна голова её спит, другая всегда бодрствует (хотя, по свидетельству античных авторов, зрение у неё неважное) . Как явствует из названия, амфисбена могла двигаться в обоих направлениях — утверждали, что для этого она засовывает одну голову в рот и катится, как обруч. У неё светящиеся глаза, а сама она так горяча, что растапливает снег.
Лукан в «Фарсалии» рассказывает, что «страшные, с поднятой вверх двойной головой амфисбены» питались трупами солдат, когда армия Катона шла через Ливийскую пустыню. Как и другие змеи Ливии (согласно Овидию) , амфисбена родилась из крови убитой Персеем Горгоны. Плиний объясняет наличие второй головы амфисбены слишком большим количеством яда, который не может выйти только через одну пасть; он также говорит о лечебных свойствах амфисбены. Учёный Аполлодор (II в. до н. э. ) считал, что старая кожа амфисбен, обёрнутая вокруг дорожного посоха, может защитить от других рептилий. В то, что с помощью кожи амфисбен можно лечить простуду, верили ещё в XVI веке. Ядовитая амфисбена издревле считалась символом зла и коварства.
В «Эвменидах» Эсхила Кассандра сравнивает Клитемнестру с амфисбеной. В более поздней европейской литературе амфисбена сохраняет ту же символику — Дж. Мильтон упоминает её в ряду других чудовищ, в которых превратилось падшее сатанинское воинство («Потерянный рай» , Х) . Амфисбена упоминается в большинстве средневековых бестиариев. В «Сокровищнице» Брунетто Латини указывается: «Амфисбена — это змея о двух головах, одна на обычном месте, другая — на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у неё горят, как свечи» .
Со временем в её облик привносятся новые черты: амфисбена обрастает перьями, у неё появляются крылья, лапы и даже уши. Однако уже в XII веке Альберт Великий отрицал реальность двухголовой змеи, а в XVII веке Томас Браун решительно отверг возможность существования животного, у которого нет ни переда, ни зада, как у амфисбены. Фигура амфисбены использовалась как декоративный элемент в средневековой архитектуре (амфисбена на северном портале Венского собора, выступающая как символ бдительности) .
Амфисбе́на (от др. -греч. αμφίς — c обеих сторон и др. -греч. βάινο — иду) — в представлениях греков гигантская двухголовая змея, вторая голова которой находится на хвосте. В современной фауне амфисбеной названа небольшая тропическая ящерица, похожая на змею, способная передвигаться хвостом вперёд в подземных ходах.
Застать амфисбену врасплох практически невозможно, так как пока одна голова её спит, другая всегда бодрствует (хотя, по свидетельству античных авторов, зрение у неё неважное) . Как явствует из названия, амфисбена могла двигаться в обоих направлениях — утверждали, что для этого она засовывает одну голову в рот и катится, как обруч. У неё светящиеся глаза, а сама она так горяча, что растапливает снег.
Мифическое животное, ее название в переводе означает «движущаяся в двух направлениях» — считалось, что она одинаково легко перемещается как вперед, так и назад. Описывается как «змея о двух головах — одна на обычном месте, другая на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у нее горят, как свечи» (Брунетто Латини, «Энциклопедия») . Упоминается еще у Плиния, который отмечает ее целебные качества. Ее изображение довольно часто встречается в геральдике. В античности амфисбена в своем символическом значении сближается с образом двух змей кадуцея и воплощает гармонию и симметрию двух начал. В христианском искусстве она предстает, подобно другим чудовищам, творением Сатаны и олицетворением
вездесущих сил зла.
В «Фарсалии» перечисляются подлинные и вымышленные змеи, которых воины Катона встретили в африканских пустынях; там есть «парка» , что «движется стоймя, как посох» , и «якуло» , летящая по воздуху, как стрела, и громоздкая амфисбена с двумя головами. Почти в таких же словах описывает ее Плиний,
добавляя: "...словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд".
Лукан в «Фарсалии» рассказывает, что «страшные, с поднятой вверх двойной головой амфисбены» питались трупами солдат, когда армия Катона шла через Ливийскую пустыню. Как и другие змеи Ливии (согласно Овидию) , амфисбена родилась из крови убитой Персеем Горгоны. Плиний объясняет наличие второй головы амфисбены слишком большим количеством яда, который не может выйти только через одну пасть; он также говорит о лечебных свойствах амфисбены. Учёный Аполлодор (II в. до н. э. ) считал, что старая кожа амфисбен, обёрнутая вокруг дорожного посоха, может защитить от других рептилий. В то, что с помощью кожи амфисбен можно лечить простуду, верили ещё в XVI веке. Ядовитая амфисбена издревле считалась символом зла и коварства.
В «Эвменидах» Эсхила Кассандра сравнивает Клитемнестру с амфисбеной. В более поздней европейской литературе амфисбена сохраняет ту же символику — Дж. Мильтон упоминает её в ряду других чудовищ, в которых превратилось падшее сатанинское воинство («Потерянный рай» , Х) . Амфисбена упоминается в большинстве средневековых бестиариев. В «Сокровищнице» Брунетто Латини указывается: «Амфисбена — это змея о двух головах, одна на обычном месте, другая — на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у неё горят, как свечи» .
Со временем в её облик привносятся новые черты: амфисбена обрастает перьями, у неё появляются крылья, лапы и даже уши. Однако уже в XII веке Альберт Великий отрицал реальность двухголовой змеи, а в XVII веке Томас Браун решительно отверг возможность существования животного, у которого нет ни переда, ни зада, как у амфисбены. Фигура амфисбены использовалась как декоративный элемент в средневековой архитектуре (амфисбена на северном портале Венского собора, выступающая как символ бдительности).