Что такое обломовщина в романе "Обломов"?
Деревня Обломовка стояла на берегу маленькой речушки под названием Волга. В ней жили одни старики и дети, потому как для взрослых там не было работы. Старики целый день сидели на лавочках и смолили свои поганые "козьи ножки". Половина фамилий в деревне была Обломовы, даже у собак и поросёнков. Вот и бегали они по деревне взад-вперёд, как угорелые и орали на разные голоса. Жил в ней и служил также городовой по кличке Колдоба. Он смотрел за порядком и нюхал табак, после чего громко сморкался и матькался. Все пацаны дразнили его и надсмехались над ним, бросая в него дохлых крыс и кислую капусту. Тот рычал на них, но догнать не мог, потому как был очень толстым. Так проходили дни и годы, ничего не меняя в облике деревни.
Мама у Ильи была старенькая, поэтому плохо видела и когда пацанчег этот безобразил, то она не могла понять: кто ето там так шумит, как паровоз. И бежала на вокзал встречать своего мужа, который работал дворником в Москве за 2 копейки в день, а спал дома во Владимире. Прибегала туда, а паравоза-то нет, вот оказия! И тогда она лупила Илюшку как "сидорову козу", что у того искры сыпались из зенок прямо на пол и коту на рыло.. И тогда молодой Илья решил сбежать из дома в Киев, где на базаре продавали сало. Он его шибко хотел, потому как всегда был голодным. А денег то нет и он остался дома довоспитываться, может чё и выйдет. Но ничё не вышло и его мать стала драть ремнём. Вот так и вырос этот мальчег в большого дядю и стал Обломовым. Робить он не хотел, да и не умел, только водку пил, да в канаве валялся. В ихнем городишке стояла церковь, около которой собирались все пьянчуги и клянчили на опохмелку, вот и Илья стал туда ходить. А больше нигде не подавали, только там можно было наскрести копеек 5, чтобы купить целое ведро водяры и поить своих товарищей на берегу Клязьмы, в которой купались лошади и свиньи. Вот так бытие определило сознание Ильи, телевизоров тогда не было, чтобы смотреть "Дом-2", а где больше ума наберёшься? В школе его стали изучать и родилось такое изречение, называемое Обломовщиной. Типа, недовоспитали. Сейчас, впрочем, тоже, кого не довоспитали, те тоже смотрят "Дом-2" в надежде поправить свои мозги, но это у них плохо получается. Мозги совсем набекрень съезжают и напрочь.
Гончаров хорошо описал. Прочитай сон Обломова
Это моя, сданная домашка несколько месяцев назад, пользуйся.
За основу взята статья, написанная Н. А. Добролюбовом.
Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?», сосредоточил внимание на социально-политическом смысле этого понятия. Для него «обломовщина» – это своего рода болезнь русского дворянства, заключающаяся в праздности, непреодолимой лени и неспособности ни к какой общественной деятельности. Добролюбов считает Обломова заключительным звеном в цепи «лишних людей».
Причина всей апатии Обломова заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По своему сословию- он барин.
С малых лет он привыкает быть лентяем, благодаря тому, что у него и подать и сделать – есть кому. Он себя над работой убивать не станет, что бы ему ни толковали о необходимости и святости труда: он с малых лет видит в своем доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнение. И вот у него уже готово первое понятие, – что сидеть сложа руки почетнее, нежели суетиться с работою.
Понятно, какое действие производится таким положением ребенка на все его нравственное и умственное образование. Привыкая предъявлять бестолковые требования, мальчик скоро теряет меру возможности и исполнительности своих желаний, он лишается всякого уменья соображать и поэтому становится в тупик при первом же препятствии, для отстранения которого нужно употребить собственное усилие.
Отдавая дань своему времени, г. Гончаров ввел противоположность Обломову – Штольца. Человека с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело.
В Ольге Ильинской же можно увидеть намек на новую русскую жизнь. От нее можно ожидать слова, которое развеет слово-обломовщина. Она начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование. Долго и упорно она трудится над тем, чтобы пробудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке. Она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и чрезвычайно просто объясняет ему, как и почему это ложь, а не правда. Эта простота и ясность мышления заключают в себе задатки новой жизни, не той, в условиях которой выросло современное общество. Она продолжает свои отношения, несмотря на все посторонние неприятности, до тех пор, пока не убеждается в его решительной в его бездействии. Тогда она прямо объявляет ему, что ошиблась в нем, и уже не может больше разделять с ним свою судьбу.