ГАЛИНА
Высший разум
(2407552)
4 года назад
Когда в Одессе двадцатидвухлетний В. Маяковский влюбился,
он и подумать не мог, что это первое сильное чувство так
захватит его, так обожжет, что какое-то время спустя появится
поэма"Облако в штанах",отправной точкой которой и станет
несостоявшийся роман, а смысл её окажется гораздо глубже
банальной любовной истории.
Лирический герой рассказывает о себе: перед нами
двадцатидвухлетний молодой человек, дерзкий, как он сам
себя характеризует," нахальный и едкий".
Он поэт особого склада.
Поэма открывается напряженным ожиданием: встречи с Марией
ждет лирический герой. Так мучительно оно, что ему кажется,
будто "ржут" и "хохочут" канделябры в спину, двери "ляскают",
"режет" ножом полночь, гримасничают дождинки и т. д.
Бесконечно долго, мучительно проходит время.
Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину
страдания ожидающего.
Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как "голова казненного"
с плахи. До такой степени высок в душе героя
накал страстей, что кажется ему безысходным обычное течение
времени. Оно воспринимается как физическая смерть.
"Корчится", "стонет" герой, скоро "издерется рот" криком.
Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в
скором времени замуж.
Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с
другим своим стихотворением под названием "Нате":
Вошла ты,
Резкая, как «Нате!» ,
Муча перчатки замш,
Сказала: «Знаете – я выхожу замуж» .
Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой "Джоконды"
из Лувра, а себя самого - погибшей Помпее.
Любимую украло буржуазное общество, где не может быть
настоящей любви. Потому-то поэт и негодует не на неё, а на весь
буржуазно-мещанский уклад:
Эй! Господа!
Любители святотатств,
Преступлений, Воен,
- А самое страшное
Видели –
Лицо мое,
Когда Я абсолютно спокоен?
Угроза, звучащая в этих словах, превращается в неизмеримый
пожар души, появляется прямое отождествление лирического "Я"
с обобщенным "мы"
u поэт обличает их как первопричину всех человеческих бед и
несчастий.
В поэме показано превращение громады-любви в громаду-
ненависть ко всем и вся.
Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика "долой":
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше государство
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью
к тому миру и тому строю, где все покупается и продается.