Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Домострой Ксенофонт, анализ главы 13 "Качества управляющего".

Данил Задумчивый Ученик (96), открыт 4 недели назад
А когда ты вобьешь в голову человеку — спросил я, — что он должен заботиться, о чем ты хочешь, — будет такой уже годен в управляющие или ему придется еще чему доучиваться, чтобы быть годным управляющим?

— Да, клянусь Зевсом, — отвечал Исхомах, — конечно, ему еще остается узнать, что надо делать, когда, как; а то без этого что толку в управляющем? Разве больше, чем во враче, который заботился бы о пациенте только тем, что посещал бы его и утром, и вечером, а не знал бы, что может помочь больному.

— А если он выучится, как надо исполнять ему свои работы, еще что-нибудь ему нужно будет, — спросил я, — или он будет у тебя уже подготовленным управляющим?

— Думаю, — отвечал он, — ему нужно выучиться начальствовать над работниками.

— Так; и ты, — спросил я, — обучаешь управляющих уменью начальствовать?

Да, стараюсь, по крайней мере, — отвечал Исхомах.

Как же, — спросил я, — обучаешь ты их, чтобы они умели начальствовать над людьми? Скажи ради богов.

Очень просто, Сократ, — отвечал он, — так что, пожа
луй, тебе и слушать-то смешно будет.

— Нет, это не такое дело, чтоб над ним смеяться, Исхомах, — сказал я. — Кто может сделать другого способным начальствовать над людьми, тот, очевидно, может научить его уменью быть господином, а кто может этому научить, тот может сделать его также способным быть царем. Таким образом, могущий это делать, мне кажется, заслуживает не насмешки, а большой похвалы.

— Так вот, Сократ, — отвечал он, — всех животных обучают послушанию двумя способами: наказанием, когда они вздумают оказать непослушание, и хорошим обращением, у когда они охотно подчиняются. Вот, например, жеребят учат повиновению конюхам тем, что, когда они слушаются, им дают что-нибудь вкусное, а когда упрямятся, им не дают покоя, пока они не подчинятся воле конюха. Точно так же и щенят, хотя они гораздо ниже людей и по разуму, и по языку 1, тем не менее учат бегать кругом, кувыркаться и разному другому таким же способом: когда они слушаются, то получают что-нибудь им нужное, а когда бывают невнимательны, их наказывают. А людей можно делать послушнее одним даже словом, показывая им пользу от повиновения. Что касается рабов, то даже считающийся пригодным лишь для животных способ обучения очень полезен, чтобы научить их повиновению: удовлетворяя, сверх других потребностей, их аппетит, можно многого добиться от них . На честолюбивые натуры сильно действует и похвала: у некоторых натур жажда похвалы не меньше, чем у других стремление к пище и питью. Всем этим средствам, которые я сам применяю, рас- ю считывая делать людей послушнее, я обучаю тех, кого хочу поставить в управляющие, и еще вот чем помогаю им: платья и башмаки, которые я должен давать работникам, я делаю не все одинаковые, а одни похуже, другие получше, чтобы можно было хорошему работнику дать в награду что получше, а плохому — что похуже.

— Мне кажется, Сократ, — заметил он, — у хороших paботников появляется уныние, когда они видят, что работу исполняют они и тем не менее одинаковую с ними награду получают те, кто не хочет нести в нужный момент ни трудов, ни опасностей. Поэтому я и сам ни в коем случае не равняю наградами хороших работников с плохими и управляющего хвалю, когда он раздаст наиболее достойным лучшие вещи; а если замечу, что у него пользуется предпочтением кто-нибудь за лесть или за другое какое бесполезное угождение, я не оставляю это без внимания: делаю управляющему выговор и стараюсь внушить, Сократ, что он поступает в этом случае даже вопреки собственному интересу.
6 ответов
Похожие вопросы
Также спрашивают