Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Какова тема стихотворения Б. Л. Пастернак "Гамлет"?

Андрей Мирошников Профи (970), закрыт 4 года назад
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

1946г.
Лучший ответ
ГАЛИНА Высший разум (2425320) 5 лет назад
Смысл стихотворения заключается в том, что жизнь человека-
это извечный выбор. Не зря Пастернак дал своему творению
название, связанное с одноимённой пьесой Уильяма Шекспира,
где главный герой, размышляя, задаётся таким философским
вопросом "быть или не быть?".
На жизненном пути встречается много трудностей, которые могут
сломить человека.
Терпение, наличие собственного мнения и чёткой жизненной позиции-
это залог успеха на пути реализации собственных идей, связанных
с изменением общества.
Однако автор прекрасно понимает, что порой человек проигрывает
борьбу с роком. От него пал Гамлет, от него потерпел поражение
Юрий Живаго. И предвкушение этого поражения видно как раз-таки
в строкахстихотворения.
Лирический герой принимает роль, данную ему, но не хочет играть в
"другой драме". Но чашу не пронесли мимо, и он вынужден выйти на
сцену, где его падение предрешено. Так и герой романа понимает,
к чему его ведет рок революционных событий, но покорно следует ему.

Основная проблема стихотворения это - нравственный выбор
человека. Лирический герой избрал для себя
идеалистическую высокодуховную позицию, лишённую лжи,
изобилующую жизненными трудностями, непониманием со
стороны общества и извечную травлю.
Это отражает судьбу самого Пастернака.

Основная тема - безвременность процесса творчества (один).
Здесь же присутствует мотив будущего – поэт с помощью
феноменальной чуткости ловит на тонкий слух, что же случится
с ним дальше. Эту возможность дает ему именно творчество,
ведь оно формируется вне времени, и для него такой скачок –
обычное дело.

Также автор сравнивает жизнь с игрой на сцене, это отсылка
к Шекспиру и его "Гамлету.
Тема фальши прослеживается и в образе лирического героя
Пастернака, ведь он "играет роль".
Кто же режиссер этой драмы, чуждой ему?
Бог, история или провидение – не важно, ведь главное, что он
принял условия игры.
По сюжету романа, Юрий Живаго – тоже маленький человек,
который принимает обстоятельства и не бунтует против них.
Таким образом, в стихотворении прослеживается тема и романа –
смирение.
Остальные ответы
MAZITIF Гуру (3724) 5 лет назад
1. История создания. Произведение "Гамлет" открывает стихотворный цикл, помещенный Пастернаком в роман "Доктор Живаго". Оно было написано в 1946 г. В этот период Пастернак работал над статьей о Блоке, затрагивая, в частности, гамлетовскую тему в его творчестве.

2. Жанр стихотворения - философская лирика.

3. Главная тема произведения - предопределенность жизни человека. В самом романе стихотворение "Гамлет" напрямую связано с темой большого города - "необозримого огромного вступления к жизни". Когда-то Юрию Живаго "надлежало победить" этот город, но по хронологии романа он пишет стихотворение незадолго до смерти, когда уже ничего не может сделать для спасения обреченного мира.

В более широком смысле лирический герой "примеряет" гамлетовскую роль, для того чтобы сыграть в драме всей своей жизни. Предстоящая игра будет нелегкой. Автор подчеркивает это, используя библейский сюжет. В Гефсиманском саду Иисус Христос испытывал колебания, перед тем как окончательно решился принять мучительную казнь для искупления первородного греха ("Если только можно... чашу эту мимо пронеси").

Лирический герой согласен исполнить роль Гамлета, но понимает, что предстоящая жизненная драма будет намного серьезнее сценической постановки. Самое ужасное заключается в том, что он уже обречен. В жизни, как и на сцене, невидимым режиссером давно "продуман распорядок действий". По сути, какой бы ни была игра лирического героя, его ждет один и тот же "конец пути". Несмотря на неизбежность и неотвратимость финала, избежать участия в драме невозможно. Лирическому герою остается лишь принять выпавшие на его долю испытания ("жизнь пройти - не поле перейти").

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - пятистопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В основе всего стихотворения лежит сравнение жизни человека с разыгрываемой на сцене пьесой. Поэтому "подмостки", "тысяча биноклей", "распорядок действий" выступают в качестве аллегорий. Глубокий философский смысл придает произведению использование библейских мотивов (обращение "Авва Отче", "фарисейство").

7. Главная идея стихотворения - человек бессилен в борьбе с неизбежным роком, особенно в условиях глобальных исторических потрясений. Гамлетовский вопрос "быть или не быть?" приобретает совершенно иное звучание. Этот вопрос был жестко поставлен перед всей русской интеллигенцией в 1917 г. Положительный ответ на него для большинства означал трагический финал жизненной драмы. Революция сделала участниками кровавой пьесы практически все население страны. Подавляющая часть "актеров" не возражала, но для остальных заранее расписанная "игра" оказалась невыносимой.
Похожие вопросы