Александр Никулин
Мыслитель
(5101)
4 года назад
«Смысл фильма «Зеленый слоник».
Баскова говорит, что ее некий протест против насилия, войн и милитаризма в целом. Человек должен быть свободен в мире, в выборе своих действий и мыслей. Так может, фильм и является апогеем этой свободы? Герои наконец избавляются от влияние на них силовых структур, просто убивают капитана, и оказываются в свободном плавании. Правда, это свобода мысли и поведения у одного из героев, у Поехавшего, проявляется еще раньше избавления. В таком интерпретации Поехавший едва ли не пророк, призывающий следовать за ним и вести себя так же свободно и оторвано от жестокого, морального мира.
Возможно, также, что герои, напротив, символизирует общество, которое под влиянием военного насилия, попадает в стадию морального разложения, то есть это антиутопическая картина будущего, которое может ожидать нас, если устройство мира не поменяется. Конечно, это не реальная картина, а абсурд, возведенный в высшую степень, но именно такая утрированная картину жуткого будущего способна заставить, действительно, задуматься.
Также Светлана Баскова отмечала в описании к фильму, что герои олицетворяют самые лучшие человеческие качества. Конечно, речь о главных героях, Поехавший - это образец мужской дружбы, понимания, немного наивности и доверчивости, открытости людям и миру. Такая интерпретация кажется слегка не совпадающей с общим впечатлением о фильме, однако картина все же отнесена к высшему искусству, а ее автор лучше знает, какой посыл вкладывался изначально. Другой вопрос - был ли достигнут этот посыл? Стоит обратить внимание, что хотя у фильма был сценарий, актеры заранее не репетировали, и многие диалоги, вошедшие в финальный вариант фильма, были импровизацией актеров. Получается, что каждый участник картины внес что-то от себя, свое, индивидуальное, а потому смысл фильма может быть передан слегка искаженно, нежели было задумано.
Есть мнение о том, что фильм стоит воспринимать как большую метафору на современный мир. Каждый герой - это отдельная категория, социальный слой. Братишка - человек простой, слегка грубый и не способный взять на веру что-то новое, Поехавший в таком ключе имеет слегка иронично имя, так вот, этот герой представляет некого революционера, человека новых взглядов, готового бороться и с властью и силовыми структурами. Значит, "сладкий хлебушек" на самом деле сладок, только Братишка не видит этого, боится, и потому для него блюдо, предложенное Поехавшим, - это фекалии.
Рассматривая историю с такой точки зрения, концовка фильма весьма логична. Революционер пытается донести до окружающих необходимость меняться, бороться с милитаризмом и насилием, он ищет нестандартные пути общения - постоять журавлем, например, но окружающие не готовы принимать его веру в светлое будущее. В ответ герой получает лишь насилие, оскорбление, над его личностью пытаются произвести операции, способные сделать его таким же, как окружающие. Людям старой веры нет места в новом мире, борец с системой уничтожает их, не своими руками, конечно, они сами ставят себя в такие условия, и спокойно засыпает в конце, уверенный, что свою миссию выполнил хорошо. Он предлагал присоединиться, но его отвергли, значит, новый мир не для них.
В любом случае, фильм смог однозначно привлечь к себе внимание и вызвал много обсуждений в обществе, которые не утихают до сих пор. Назвать фильм классикой жанра не получится, потому что в истории русского кинематографа он пока единственный, однако по непонятным причинам, спустя 20 лет "Зеленый слоник" продолжают смотреть новые поколения, а потом обсуждать и спорить. Значит, что-то в этой истории есть. Говоря же в общем, смысл фильма в выставлении наружу пороков общества, в котором сила и власть решают слишком многое.