Top.Mail.Ru
Ответы

Какие вечные темы звучат в стихах М. Карима. Чем вам близки его стихи?

Помогите пожалуйста

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Высший разум
5лет

Мустай Карим (настоящее имя – Мустафа Сафич Каримов). Родился 20 октября 1919 года, народный поэт Башкирии.

М. Карим был участником Великой Отечественной войны, о ней он рассказал в поэмах «Декабрьская песня» (1942), «Черные воды» (1961).

В послевоенной поэзии отмечается углубление социально-философских мотивов, такие стихи собраны в книге «Когда прилетели журавли» (1964).

М. Карим – автор повестей для детей: «Радость нашего дома» (1952) и «Треножник» (1962). Он прославился не только как поэт и прозаик, но и как драматург. Его пьеса «В ночь лунного затмения» (1964) удостоена Государственной премии имени Станиславского.

В лирике Мустая Карима нашли отражение вечное движение жизни, непреходящие нравственные ценности. Дорог ему отчий дом, память о родителях. Родина – это «домик неприметный на тихом дальнем берегу». В традициях С. Есенина строки, посвященные родной стороне, пропитаны любовью и верой:

И пусть немного

В нем огней, –

Нет в мире

Домика светлей!

Его черемуха накрыла,

Склоняется за гроздью гроздь…

А он из четырех окошек

Как будто видит мир насквозь.

В стихотворении «Я – россиянин» автор воспевает дружбу башкир и русских:

С башкиром русский – спутники в дороге,

Застольники – коль брага на столе,

Соратники – по воинской тревоге,

Навеки сомогильники – в земле.

Когда же целовались, как два брата,

С могучим Пугачевым Салават

В твоей душе, что дружбою богата,

Прибавилось любви, мой русский брат.

В его стихах звучит тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. По мнению поэта, беспамятство – самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества.

Мир Мустая Карима, как отмечает литературовед М. Ломунов, светел и в то же время тревожен, потому что поэта волновало всё, что происходило вокруг него: война, положение в стране (к примеру, он тяжело пережил развал СССР). Но он никогда не терял присутствия духа.

Это видно, когда читаешь его стихи, посвящённые детству. В них поэт как бы хочет соединить прошлое и настоящее, между которыми – время.

По Белой, басистый и гордый,
Смешной пароходик чадит.
В лаптях,
В тюбетейке потертой
На палубе мальчик сидит.
Куда он — с тряпичной котомкой?
К чему направляет свой путь?
Лишь берега дымная кромка
Да Белой молочная муть
Вдали. И на воду большую
Глядит он и все не поймет:
— Совсем неподвижно сижу я,
А круча, а берег плывет!..
Я мальчик тот, я! И сквозь годы
Кричу ему: — Милый, не верь!
Плывем это мы, а не горы,
А берег все там и теперь!..

В стихах Мустая Карима нашло отражение множество вечных мотивов, благодаря которым складывается целостный национальный образ картины мира башкир. Один из основных сюжетов его лирики – воспевание малой Родины (именно не России – Башкирии). Кроме того, из его стихотворений можно почерпнуть сведения о народном характере, истории, культуре Башкирии. Так, цикл «Европа-Азия» уже одним своим названием подчеркивает, что Башкирия находится посередине двух культур: западной и восточной. Это выражено не только географически, но и, безусловно, проявляется в национальном мировоззрении.

Творчество Мустая Карима является уникальным в истории российской литературы: с одной стороны, он обращается к вечным темам и ценностям, с другой, раскрывает национальное мировоззрение. Он «показал моральные силы и оригинальные приметы своей нации, мужественную красоту отважных, столетиями воспитываемых на романтических, рыцарских началах башкир. Но, говоря об этом, мы должны помнить, что любовь к родному народу, знание его быта, обычаев, истории, устремлений имеют у Мустая Карима общечеловеческую масштабность».