Мастерство Прокофьева достигло подлинной зрелости к тому времени, когда он в 1933г. возвратился на родину после долгих странствий. Нет ни одного жанра музыки, в котором он не работал. Новаторство композитора заключается в особой энергии движения и ритма XX в. «Порой это – пульсация космоса, человеческого сердца или машины, порой – настойчиво-упрямое сопровождение первобытной пляски или манерного гавота…» Но интонации проникнуты русским национальным характером. Музыка С. С. Прокофьева продолжает развивать методы, введенные в мировое искусство М. П. Мусоргским.
Прямым свидетельством этой традиции является следующее:
Ø Обогащение вокальной выразительности за счет широкого использования декламационности, гибкого преобразования речевых интонаций;
Ø Отказ от стихотворного либретто, замена его свободным прозаическим текстом;
Ø Мастерство в создании музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью;
Ø Использование богатств человеческого голоса в опере, песне, оратории.
Новаторство композитора заключено в строгой логике, четкой структуре, резком контрасте ритма и темпа, жестких, резких звучаниях, т. е. то, что сейчас является характерным современной музыке.
Прокофьев – композитор разносторонний. Его лирика, вдохновленная, глубокая, но вместе с тем внутренне сдержанная и кристально чистая. Его юмор насыщен тончайшими переходами от легкой иронии до злого сарказма и ядовитой сатиры. Его эпические произведения, по сути дела, - монументальный народный эпос.
Страсть Прокофьева к театру проявилась очень рано и сохранилась на всю жизнь. Первым его крупным музыкальным сочинением была детская опера «Великан», написанная в десятилетнем возрасте, а самым последним сочинением, над которым он работал в день смерти, - балет «Сказ о каменном цветке». Лучшие его произведения – и не только для театра, но даже симфонические и фортепианные – отличаются театральной выпуклостью образов, конкретностью их музыкальных характеристик. В этом он стал вровень с Шекспиром, не побоявшись взяться за балет на сюжет его бессмертной лирической трагедии «Ромео и Джульетта». А ведь к тому времени на этот сюжет было уже написано в разных странах 14 опер, 2 симфонических произведения и дуэт для сопрано и тенора с фортепиано.
Сергей Сергеевич говорил о себе: «Кардинальным достоинством… моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…» И ему удалось найти такие яркие и смелые выразительные краски, которые вскоре сделали его балет «Ромео и Джульетта» бессмертным, одним из самых популярных классических произведений современности.
из источника
http://www.openclass.ru/node/43331