Ирина Робертовна Махракова
Высший разум
(3921426)
4 года назад
1. Выпишите из предложений словосочетания «числительное + существительное», определите их синтаксическую функцию.
● Лентяй да шалопай – два родных брата.
Два брата, сказуемое.
● В соревнованиях примут участие два студента нашей группы.
Два студента, подлежащее.
● Компания выплатила премию тридцати старейшим сотрудникам. Тридцати сотрудникам, дополнение.
2. Выпишите из предложений слова, называющие количество (если необходимо, то с предлогом), определите их часть речи и то, каким членом предложения они являются.
● Чудным майским днём семнадцатилетняя Оля прогуливалась по уснувшим переулкам с провожатым Андрейкой.
Семнадцатилетняя – определение, прилагательное.
● Первый успех окрылил нас.
Первый – определение, числительное.
3. Выполните морфологический разбор имени числительного. Если некоторые графы невозможно заполнить, оставь их пустыми.
Пятеро человек вошли в комнату. (Очень неудачное предложение. Собирательные числительные не рекомендуется сочетать со словом ЧЕЛОВЕК).
1) Имя числительное.
Отвечает на вопрос СКОЛЬКО?
2) Начальная форма – ПЯТЕРО
3) Постоянные признаки: КОЛИЧЕСТВЕННОЕ, СОБИРАТЕЛЬНОЕ, ПРОСТОЕ. (Можете написать только собирательное, но я придерживаюсь такой классификации: числительные делятся на количественные порядковые, среди количественных числительных выделяются целые, дробные и собирательные).
4) Непостоянные признаки: В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
5) Функция в предложении – ПОДЛЕЖАЩЕЕ (пятеро человек).
.
4. Спишите словосочетания с числительными, записывая числительные цифрами. В каком случае нужно использовать римские цифры?
● Двухмесячный котёнок – 2-месячный котёнок;
● в первой главе книги – в I главе книги;
● двадцатый век – XX век;
● десятая конференция – X конференция;
● двадцатиметровый забег – 20-метровый забег;
● второго января – 2 января.
Римские цифры используются для обозначения порядковых числительных, кроме тех, которые обозначают порядок дней в месяце (1 января, 2 января, 3 января и т. п.).
5. Установите, к какой части речи относятся слова.
● Дважды – наречие;
● шестёрка – существительное;
● двухэтажный – прилагательное.
6. Раскройте скобки, поставив имена прилагательные в нужную форму.
● Два (красный) фонаря – два красных фонаря;
● четыре (чистые) окна – четыре чистых окна.
7. В каком случае нужно употребить собирательное числительное, а в каком количественное?
● Два ребёнка – количественное;
● двое ножниц – собирательное;
● два сапога (может, даже из разных пар) – количественное и двое сапог (две пары).
8. Выпишите из предложений словосочетания «числительное + существительное», определите их синтаксическую функцию.
● Мой родной город расположен по обеим сторонам реки. – По обеим сторонам, обстоятельство;
● К нам подошёл малыш трёх лет. – Трёх лет, определение (малыш какой?);
● Мы – две руки единого креста. – Две руки, подлежащее.
9. Слитно, через дефис или раздельно?
● Полминуты;
● пол лимона;
● пол столовой ложки.
10. Выпишите из предложений фразеологизмы с числительными (так, как они даны в предложении), выберите из предложенного перечня их значения. Определите синтаксическую функцию данных фразеологизмов.
● Диссертацию написал о правах седьмой воды на киселе в порядке наследования по закону.
Седьмой воды на киселе – очень дальнее родство – несогласованное определение (о чьих правах?)
● У неё всю жизнь была борьба за радость на два фронта: против эгоистического удовольствия и против аскетической любви.
На два фронта – действовать в двух направлениях одновременно – несогласованное определение (какая борьба?)
Выписывай в той форме, в какой слова стоят в предложении, не изменяя порядка слов, при наличии предлога — вместе с ним.
Пример:
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
три девицы — подлежащее.
.Лентяй да шалопай — два родных брата.
В соревнованиях примут участие два студента нашей группы.
Компания выплатила премию тридцати старейшим сотрудникам.
2. Выпиши из предложений слова, называющие количество (если необходимо, то с предлогом), определи их часть речи и то, каким членом предложения они являются.
Пример:
«Сил стало вдвое меньше, чем в молодости».
вдвое — обстоятельство, наречие.
Чудным майским днём семнадцатилетняя Оля прогуливалась по уснувшим переулкам с провожатым Андрейкой.
Первый успех окрылил нас.
3. Проведи морфологический разбор имени числительного. Если некоторые графы невозможно заполнить, оставь их пустыми.
Пятеро человек вошли в комнату.
1. Имя числительное —
.
Отвечает на вопрос —
2. Начальная форма —
.
3. Постоянные признаки:
собирательное, количественное или порядковое? —
,
простое, сложное или составное? —
.
4. Непостоянные признаки:
падеж (введи полностью) —
,
род —
,
число —
.
5. Функция в предложении —
.
4. Спиши словосочетания с числительными, записывая числительные цифрами. В каком случае нужно использовать римские цифры?
Пример:
двадцатитонный груз — 20-тонный груз,
двадцатое столетие — XX столетие.
Для записи римских цифр используйте латинские буквы.
1. Двухмесячный котёнок —
.
2. В первой главе книги —
.
3. Двадцатый век —
.
4. Десятая конференция —
.
5. Двадцатиметровый забег —
.
6. Второго января —
5. Установи, к какой части речи относятся слова.
Пример:
двойник — существительное,
двое — числительное,
удвоить — глагол,
двойной — прилагательное,
вдвое — наречие.
1. дважды —
,
2. шестёрка —
,
3. двухэтажный —
6. Раскрой скобки, поставив имена прилагательные в нужную форму.
Пример:
два (большой) дома — два больших дома.
Два (красный) фонаря —
два________ фонаря.
Четыре (чистые) окна —
четыре_______ окна.
7. В каком случае нужно употребить собирательное числительное, а в каком количественное? Какое числительное ты выбрал?
Пример:
двое друзей — собирательное;
два друга — количественное.
1.___ ребёнка — ____
числительное.
2. ___ ножниц — ____
числительное.
3.___ сапога — ____
числительное.
8. Выпиши из предложений словосочетания числительное + существительное, определи их синтаксическую функцию.
Выписывай в той форме, в какой слова стоят в предложении, не изменяя порядка слов, при наличии предлога — вместе с ним.
Пример:
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
три девицы — подлежащее.
Мой родной город расположен по обеим сторонам реки.
— ___
К нам подошёл малыш трёх лет.
— ___
Мы — две руки единого креста.
— ___
9. Слитно, через дефис или раздельно?
Пример:
(в) (пол) оборота — вполоборота;
1. (пол) минуты —
2. (пол) лимона —
3. (пол) столовой ложки —
10. Выпиши из предложений фразеологизмы с числительными (так, как они даны в предложении), выбери из предложенного перечня их значения. Определи синтаксическую функцию данных фразеологизмов.
Пример:
«На четвёртом километре ко мне пришло второе дыхание».
Ответ: второе дыхание — новый прилив сил — подлежащее.
Перечень значений:
лидер, человек, находящийся на главных ролях;
быстро;
действовать в двух направлениях одновременно;
очень дальнее родство;
быть значительно лучше кого-то, чего-то.
1. Диссертацию написал о правах седьмой воды на киселе в порядке наследования по закону.
—
— .
2. У неё всю жизнь была борьба за радость на два фронта: против эгоистического удовольствия и против аскетической любви.
—
— .