ТатаНано
Высший разум
(493641)
2 года назад
Годовая контрольная работа по русскому языку для 9 класса Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случилась пренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В. Пескову)
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ. - 1) - "Безмолвном"
2. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? - 3) - ветреный
3. Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
В) Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
4. Соотнесите орфограммы и слова.
Название орфограммы. Пример слова орфограммой
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова - 3) посвящение
Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова -4)багровый
В) Чередующиеся гласные в корне -5) растение
Г) Непроизносимые согласные -1) честный, 2) грядки
5. Выпишите из текста грамматические основы предложений 4, 8, 12.
4 - Было видно, дятел доставал. 8 - Грянул выстрел, сорвало, упала птица. 12 - Он не знал, делать.
6. Выписать из всего текста ВСЕ причастия и деепричастия.
ПРИЧАСТИЯ: заболевшей. засевших, источенную, окровавленном, скрипящим, влюбленных, темнеющую. ДЕЕПРИЧАСТИЕ: любуясь.
7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
Мышка усаживается на край Катиного кресла, (1) а Алина, (2) как всегда, (3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени. - 2) 3).
8. Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Раннее утро - самый волшебный, загадочный и удивительный момент. Заря медленно разгорается, на востоке ширится, набирает силу. Туман, низко расстилающийся по равнине, собирается в небольшие прозрачные сгустки и постепенно растворяется, как будто страшась первых лучей восходящего солнца.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В. Пескову)
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.
1) , 2), 4), 8)
2. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) карманный 2) олений 3) ветреный 4) серебряный
3. Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
А) Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Б) Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
В) Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
Г) Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
4. Соотнесите орфограммы и слова.
Название орфограммыПример слова орфограммой
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова
Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова
В) Чередующиеся гласные в корне
Г) Непроизносимые согласные1) честный
2) грядки
3) посвящение
4) багровый
5) растение
5. Выпишите из текста грамматические основы предложений 4, 8, 12.
6. Выписать из всего текста ВСЕ причастия и деепричастия.
7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
Мышка усаживается на край Катиного кресла, (1) а Алина, (2) как всегда, (3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени.
8. Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Ра (н-нн) ее утро самый волшебный загадоч_ный и уд_вительный м_мент. З_ря медленно разгорает_ся на востоке ширится наб_рает силу. Туман ни_ко расст_лающийся по равнин_ собирается в (не) большие прозрачные сгустки и постепенно ра_творяется как будто стр_шась первых лучей восходящего солнца.