Композиция романа очень необычна. Два пласта времени сплетены Булгаковым в сюжете романа: 30 – е годы XX века и 30 – е годы I века. Глубокая связь между москвичами и ершалаимскими главами подчеркивается тем, что события происходили в одном и том же месяце и укладывались в несколько дней перед христианской Пасхой, только с промежутком почти в две тысячи лет.
В художественной ткани произведения своеобразно пересекаются два мира: земной, обыденный, содержащий изображение Москвы 30-х годов, и библейский, исторический, включающий в себя персонажей, связанных с казнью Иешуа.
Миры эти встречаются и пересекаются в своеобразном «третьем» мире – прообразе Вечности.
Три пласта в романе не только объединены сюжетно (историей жизни Мастера) и идейно. Несмотря на то, что эти три пласта разнесены по времени действия и пространстве, они постоянно накладываются один на другой. Объединены общими мотивами, темами, сквозными образами.
Ершалаимские главы, которые рассказывают о Понтии Пилате и Иешуа, написаны строго, без выраженной позиции автора, сатиры и фарса. Средства художественной выразительности не употребляются, только сухая, даже торжественная проза. Это связано с тем, что сюжет повествования предельно серьёзен. Мастер воссоздает библейскую историю на свой лад, переосмысливает традиционное видение фигуры Иисуса. Например, Левий Матвей у Булгакова, как и апостол Матфей, записывает жизнь своего учителя. Только у Булгакова Иешуа запрещает своему ученику писать о нём, в отличие от библейской версии. Тем более не совпадает воскрешение Иисуса с окончательной смертью Иешуа.
«Московские» главы о Мастере, литераторах и свите Воланда написаны совершенно по-другому. Автор с живостью повествует о москвичах, которых изменил квартирный вопрос. Он остроумно высмеивает вечные пороки и глупости людей, не забывая и про любовную историю Мастера и Маргариты. Автор как будто рассказывает историю своему другу, постоянно прерываясь на сатирические замечания.
Подробнее по ссылкам :
https://infourok.ru/urok-vzaimodeystvie-tryoh-povestvovatelnih-plastov-v-obraznokompozicionnoy-strukture-romana-mbulgakova-master-i-margarita-1254275.htmlhttps://zen.yandex.ru/media/id/5ac911dd2394dfca464ee29c/hudojestvennyi-priem-roman-v-romane-5aca63349b403c82899fc5c3?utm_source=serphttps://studopedia.su/12_138359_master-i-margarita-svoeobrazie-hronotopa.html