ГАЛИНА
Высший разум
(2365198)
3 года назад
философские причины
Корни преступления уходят в теорию героя о двух разрядах людей, разрешающую людям первого разряда (избранным) убивать (если потребуется для их целей) людей второго разряда (низших). Эта бесчеловечная, безнравственная теория заполнила все сознание героя, загипнотизировав, поработив его и деформировав все его реакции на окружающий мир и на самого себя.
Став сжигающей страстью, эта идея превратила бедного
впечатлительного петербургского студента в идеологического фанатика, одержимого единственной думой (“он знал одной лишь думы власть”).
С этого момента смыслом и сверхзадачей Раскольникова становится
жажда проверить свою теорию и собственную пригодность на звание человека высшего разряда.
социальные
Несколько причин подвигли бывшего студента на на преступление.
Почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи-
процентщицы колечко- подарок сестры.
Ненависть и отвращение почувствовал он, "задавленный бедностью",
к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужом горе. Услышанный в трактире разговор студента с офицером о той же "глупой, ничтожной, злой старушонке, никому не нужной" еще сильнее убеждает Раскольникова, "что одна жизнь старухи может спасти тысячи жизней.
Одна смерть -и сто жизней взамен!".
В грязном трактире слушает Раскольников шутовскую и трагическую
речь пьяного Мармеладова о его семнадцатилетней дочери Сонечке,
о ее подвиге, жертве, о спасенном ею, страшной ценою, семействе.
Еще один удар, еще одна ступень к бунту- письмо матери о Дунечке,
сестре, которая ради брата и матери готова "продать себя".
И, наконец, встреча с пьяной обесчещенной девочкой на
Конногвардейском бульваре, которая попала в так называемый "процент, который должен уходить… каждый год… куда-то, чтоб остальным не мешать".
Трагедия жизни, голод, нищета - вот самые глубокие причины преступления Раскольникова.
3.Несостоятельность теории Раскольникова начинает обнаруживаться
уже во время совершения преступления. Жизнь не может уместиться в логическую схему, и хорошо рассчитанный сценарий Раскольникова нарушается: в самый неподходящий момент появляется Лизавета, и ему приходится убить ее (а также еще не родившегося ребенка).
После убийства старухи и ее сестры Раскольников переживает
глубочайшее душевное потрясение. Преступление ставит его "по ту
сторону добра и зла", отделяет его от человечества, окружает ледяной пустыней.
Теория Раскольникова терпит крах, ибо он понимает, что хотя и
"преступил черту",но оказался еще дальше от своих "благих" целей,
чем был до убийства, он "осмелился" совершить злодеяние, а боится посмотреть в глаза правде, убил "ничтожество",а сам уподобился
"твари дрожащей ". Убедив себя в любви ко всему человечеству,
Раскольников после убийства чувствует ненависть даже к родным -
к матери и сестре; ему уже никто не нужен.
После убийства старухи вся его сущность, все его добрые чувства
такие как сострадание, доброта, забота о ближнем, великодушие, - протестуют против расчетов его ума. Он уже не может следовать
путём своей теории.
Татьяна Исаева
Искусственный Интеллект
(608954)
3 года назад
Их сиятельство приказать изволило?
MinstrelПросветленный (30289)
3 года назад
В школьной программе по литературе в разные годы бывало немало шлака, но "Преступление и наказание" - один из совершенно обязательных к прочтению романов в 15-16 лет. По статистике, немалый процент русскоязычных преступников, впервые совершивших преступление против жизни и здоровья человека - люди, не читавшие Достоевского.
Natalya Choshkun
Мастер
(1022)
3 года назад
Эх, пару месяцев назад перечитала книгу. Но развернуто и аргументированно - сил сейчас не хватит.
Скажу просто своими словами пару мыслей, вдруг пригодятся.))
1.Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?
Избалованность, легкая жизнь в детстве и сложный, неласковый реализм свободной молодости.
2. Если преступление — это попытка доказать что-то себе, то каков смысл преступления Раскольникова?
Ощущая, что он живет впустую, и никчемность его возрастает с каждым днем, он ищет наипростейший способ стать героем. Как в наше время молодежь ищет простые и быстрые пути стать популяными на ютубе, например.
3.Как сразу же в момент убийства развенчивается гуманная сущность теории
Раскольникова?
Большинство наших эгоистичных желаний построены на иллюзиях добра и справедливости. Реальная справедливость возникает, когда эта наша "гуманная сущность" развенчивается. А как это происходит? В тот момент как наш эгоизм достигает поставленной цели - так сразу наступает реализм, а он всяко мудрее наших гуманных иллюзий... как-то так)
4. Каковы нравственные уроки романа?
Смирение перед планами Господа в любой момент, хоть до преступления, хоть после. И хоть в наше время план Бога для нас вообще совсем не принимается в расчет, во времена ДОстоевского, еще было нормальным и правильным пытаться достучаться до восторженных умов...
Всего хорошего и удачи!
2. Если преступление — это попытка доказать что-то себе, то каков смысл преступления Раскольникова?
3.Как сразу же в момент убийства развенчивается гуманная сущность теории
Раскольникова?
4. Каковы нравственные уроки романа?
Заранее всем спасибо за ответ.