Не стоит ли создать в частных космических услугах такую же систему, как в авиации: космокомпании берут в лизинг ракеты?
Вот сейчас ситуация напоминает начало эпохи гражданской авиации. Боинг изначально начинал как почтовая компания, которая строила для себя свои самолеты. Позже она стала уже и авиакомпанией, занимавшейся перевозкой пассажиров. Только когда Конгресс выпустил закон о разделении видов деятельности, направленный против монополий, Боингу пришлось отсоединить от себя почтовую службу и авиакомпанию, и сконцентрироваться только на производстве самолетов.
Не произойдет ли тоже самое в будущем с компаниями Илона Маска, Безоса и других частников?
И не пойти ли тогда Роскосмосу с опережением в этом и дальше: взять производство новых технологий ракет на себя, а частников не заставлять изобретать велосипед, а пригласить их в качестве космокомпаний, предназначенных для эксплуатации новых систем Роскосмоса на орбите и на трассах к Луне и к Марсу (в перспективе).
Таким образом, инженеры Роскосмоса будут загружены работой по заказам космокомпаний по самое некуда. У Роскосмоса появятся деньги и повод выпустить пар из отправленных на полки различных проектов, которые могут подойти для орбитального и лунного туризма.
В разработках без бюджетной поддержки находились тебе и одноступенчатые ракетные многоразовые системы, и космопланы для минобороны и много чего, что осталось на бумаге. Теперь же все это можно будет возрождать с учетом пожеланий будущих космокомпани-эксплуатантов! Так мы двинем космическую индустрию ещё дальше.
Кстати, ядерный электоплазменный буксир мегаваттного класса от Росатома и Роскосмоса уже планируют эксплуатировать по такой схеме. Интерес к коммерческой эксплуатации проявила отечественная компания S7 Space.