1. Котлован – во-первых, это место действия повести. Во-вторых, это тупик власти, который символизирует то, что идеи большевиков никогда не получится воплотить в реальную жизнь.
2. Повесть «Котлован» рассказывает о коллективизации. Темой произведения является строительство нового мира. Проблематика повести социально направленная.
Повесть «Котлован» делится на 2 части: первую можно назвать городской, так как в ней описывает рытье котлована, а вторую – деревенской, так как в ней описывается раскулачивание. Такое четкое деление на части отсылает к словам Сталина, который хотел уничтожить противоположности между городом и деревней.
Произведение начинается описанием котлована, им же и заканчивается. Это позволяет назвать композицию повести «Котлован» кольцевой.
Главная проблема, поднятая А. П. Платоновым, гласит о невозможности построения «идеального», по мнению власти, общества. Автор показывает место человека в условиях изменения общества. Поднимается вечная проблема смысла человеческого существования. Смысл, который так ищут герои повести, не оказывается найденным даже в финале произведения.
3. Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.
Подробнее:
https://obrazovaka.ru/sochinenie/kotlovan/analiz-proizvedeniya-platonova.html4. В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.
Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.
Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения».
7. Девочка Настя умирает, а котлован так еще и не выкопан. С образом Насти связана проблема жизни и смерти. Но помимо этого, с могилой сравнивается работа людей на котловане, они сами прокладывают себе дорогу в иной мир.
9. «Котлован» - это повесть с особым языком. В произведении множество индивидуально-авторских выражений, которые помогают писателю передать основную мысль. А. П. Платонов использует странный язык с ошибками и новообразованиями, чтобы показать новизну общества, его изменение.
11. Вощев — уже известный нам тип «сокровенного человека», усомнившегося в насильственно предлагаемых рецептах счастья. С другими платоновскими героями его роднит дух скитания. Так же как «душевный бедняк» из повести «Впрок», он измучен заботой за всеобщую действительность; он не имеет в душе «основной золотой миллиард, нашу идеологию» — это человек с открытой, незамутненной душой.
1. Охарактеризуйте место действия повести «Котлован».
2. Проанализируйте движение времени и организацию пространства в повести. Что необычного вы можете отметить? С какой целью? С какой целью автор «раздвигает» время и пространство?
3. Охарактеризуйте композицию повести. Какие части композиции вы выдели?
4. Как строится система образов повести? На какие группы могут быть разделены ее герои? По каким признакам их можно разделить на группы? Ответ аргументируйте.
5. Одни персонажи повести названы по именам, читателю известны их биографии; другие – по характерным признакам. Как вы думаете, чем это можно было объяснить?
6. Каковы жизненные цели каждого из персонажей: Вощева, Сафронова, Чиклина, Прушевского, Козлова? Почему они противоречивы, хотя герои заняты общим делом?
7. Проанализируйте роль образа девочки настии в повести. Что символизирует смерть девочки? Ответ аргументируйте.
8. Проанализируйте символику образа медведя-молотобойца. Какова функция гротеска в связанных с ним эпизодах и в повести вообще?
9. Проанализируйте особенности языка повести. Укажите в тексте использованные автором средства художественной выразительности.
10. Найдите описание природы в тексте повести. В чем своеобразие пейзажей в тексте А. П. Платонова?
11. Кого из героев повести «Котлован» можно назвать типичным для творчества А. П. Платонова «сокровенным человеком»? Как вы понимаете эту характеристику?