Untouchable
Высший разум
(339169)
4 года назад
можно любой вариант... лишь бы по теме совпадало...
В пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» есть интересное замечание: «гений и злодейство – вещи несовместные».
А вообще, что такое гений? Это способность созидать вечное в духовном, в нравственном, или же в материальном отношении. Такой человек видит и понимает намного больше, чем всякий обыватель. И как он может сотворить зло? Ведь даже дети в состоянии разделять плохо и хорошо, понимать, что зло несёт страдания, разрушение и смерть.
Поэтому злодейство – это, в неком смысле, противоположность гению. Оно рушит и уничтожает всё, что было создано талантом или же чем-то иным. Поэтому в моём понимании, злой гений – звучит парадоксально. И даже если злодейство и гений уживаются в одном теле, то это не говорит об их совместимости, а о двойственной личности человека.
Мысль Сальери после внезапных слов Моцарта, заставила его задуматься. Моцарт произнёс: «… гений, Как ты да я. А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?». Сальери понимает, что Моцарт причислил его к лику гениев. Но как же расценить убийство? Он снова вспоминает слова друга, желая с их помощью оправдать себя. Если я гений, рассуждал Сальери, то как принять явления во мне злодейства? Трезвая мысль подсказывает — если гений и злодейство несовместны, значит Моцарт «прав, И я не гений?» В смятении Сальери пытается отвергнуть мысли Моцарта и оправдать себя благородным побуждением своих поступков. Ведь он убил во имя творчества, искусства в целом и потому, даже совершив «злодейство», он остается гением.
В замечательной экранизации «Маленьких трагедий» пушкинский сюжет дополнен почти мистической деталью. Отравив Моцарта, Сальери пытается опытным путем разрешить мучающее его сомнение: гений он или нет. Он нерешительно подходит к фортепьяно, струны которого еще не «остыли» после могучего моцартовского «Реквиема» и пробует импровизировать. Увы! Клавиши под его рукой издают лишь сухие деревянные щелчки, а в завершающих аккордах отчетливо угадывается двойной пистолетный выстрел – словно сделанный в упор холодным, расчетливым убийцей.
Пушкин писал: Мы все глядим в наполеоны. Двуногих тварей миллионы. Сильно романтизировал Бонапарта Лермонтов. Особенно трогательно стихотворение “Воздушный корабль”. Раньше оно вызывало у меня слезы, особенно это место: Стоит император один — Стоит он и тяжко вздыхает, Пока озарится восток, И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок. Толстой как бы разворачивает афоризм Пушкина о том, что гений и злодейство — вещи несовместимые. Для него человек, который видит свое предназначение в том, чтобы всю жизнь воевать, завоевывать новые земли, лишать жизни сотни тысяч людей ради тщеславия, никогда не может быть героем. Зато один из его любимых персонажей — князь Андрей — неизбежно приходит к мысли, что война — явление бессмысленное и гадкое. И недаром Бородинское сражение показывается глазами Пьера, человека штатского, чтобы читатель мог глубже понять мысль автора. Этому же служит и описание поля Бородина после сражения: “Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах.. .на тех полях и лугах, на которых сотни лет.. .сбирали урожай и пасли скот крестьяне.. .На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью”. Так или иначе все герои романа сталкиваются с войной. Она врывается в судьбы, калечит жизни. Семья Ростовых вынуждена покинуть Москву. На войне гибнет юный Петя Ростов. Княжна Марья покидает Богучарово, где прожита чуть не вся жизнь. Пьер Безухов переживает плен. Наташа, потрясенная смертью любимого человека, испытывает чувство “ужаса перед уничтожением жизни”. Одновременно война становится для героев Толстого проверкой на человеческую значимость.