У вас не вызывает вопросы то, что сюрреализм у его основателей кардинально отличается от эпигонов вроде Дэвида Линча?
Как художественное направление сюрреализм берет свое начало от дадаизма. Точнее, приходит на смену, когда тот утопает в собственном мире хаоса. Дадаизм был направлен на разрушение всего, включая себя самого. Сюрреализм меняет направление творческой активности. Он уже не просто разрушительный, а созидательный, хотя через разрушение.
Дадаизм - нечто совершенно бессмысленное.
Сюрреализм «сверхреализм» - совмещение сна и реальности (подсознания и сознания).
Фантасмагория - нечто совершенно нереальное, причудливые видения.
Если дадаизм и фантасмагория изображают нечто совершенно бессмысленное и совершенно нереальное, то сюрреализм являясь отрицанием бессмысленности и нереальности, включает в себя смысл и реальность.
Теория сюрреализма, создателем коей считается Андре Бретон, дает определение: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
Два вопроса Андре Бретону: Как психический автоматизм может выразить мысль вне контроля со стороны разума? Только в двух случаях: если художник, например, обезьяна; если или рассудок художника в момент работы находится в неустойчивой форме. Что такое психический автоматизм? Если это что-то хаотичное, беспорядочное, то термин лишается своего основания, ибо выражает суть дадаизма и фантасмагории. Остаётся только один вариант, это нечто имеющие порядок, смысл в контексте реального мира.
Иероним Босх (1450-1516) - художник Северного Возрождения. — Андре Бретон определял Босха как «совершенного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Джузеппе Арчимбольдо (1526 - 1593) - художник маньеризма, ("новая манера" по отношению к классицизму), ранний Барокко, кризис Возрождения. — В его творчестве теоретики сюрреализма усматривали его предвосхищение.
Интерпретация: Арчимбольдо говорит на двойном языке, одновременно явном и путанном; он создаёт «бормотанье» и «тарабарщину», но эти выдумки остаются вполне рациональными. В общем, единственная причуда, которой не позволяет себе Арчимбольдо, - он не создаёт язык совершенно непонятный… его искусство не безумно.
Луис Бунюэль - важнейший представитель сюрреализма в кинематографе, так описывает сюрреализм: "Впервые в жизни я имел дело с ВЫСТРОЕННОЙ и ПРОЧНОЙ моралью, в которой не видел недостатков. Естественно, что эта агрессивная и прозорливая мораль сюрреалистов часто вступала в противоречие с обычной моралью, казавшейся нам отвратительной. Мы огульно отвергали все устоявшиеся ценности. Наша мораль опиралась на другие критерии, она воспевала страсти, мистификации, оскорбления, чёрный юмор. Наша мораль становилась более ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ, опасной, но также и более ТВЁРДОЙ и органичной, более ЛОГИЧНОЙ, чем всякая другая мораль." В одном из интервью он характеризовал мораль, ПРОТИВ которой выступает, как мораль, происходящую из несправедливости социальных институтов, таких как родина, семья и церковь. Понимал сюрреализм как движение в первую очередь социальное (связанное с жизнью людей), а не эстетическое (прекрасное, изящное в жизни).
