Велико значение Гоголя в истории отечественного музыкального театра. Гоголевские сюжеты привлекали композиторов ещё при жизни писателя (замыслы М. Глинки, А. Серова) . Заметно возрастает интерес к произведениям Гоголя с 1860-х гг. : трогательный лиризм и сочные бытовые зарисовки, поэтичные пейзажи, сказочные и фольклорные элементы, щедро рассыпанные в его ранних повестях, кажутся едва ли не предназначенными для оперной сцены. В XIX в. были созданы оперы на сюжеты Гоголя - «Черевички» Чайковского, «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, а также «Женитьба» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (оба произведения не завершены, что не умаляет их высоких художественных достоинств) .
Этапным сочинением в музыкальном прочтении гоголевских сюжетов стала опера «Нос» Д. Шостаковича, возникшая в русле остросатирического направления в отечественном искусстве 1920-х гг. Шостакович не просто «омузыкалил» , но «симфонизировал» гоголевский текст, уделив исключительное внимание оркестру и темпоритмическим параметрам сценического действия.
Со второй половины XX в. расширились тематические и жанровые рамки «музыкальной гоголианы» — это инструментальные хоровые произведения, множество балетных транскрипций. На оперной сцене оказались наиболее востребованными «петербургские повести» Гоголя в качестве литературной основы камерной оперы.
В 1960-х гг. моноопера и ее первый образец в отечественной музыке - «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко (1963 ). Вслед за тем на сюжеты повестей Гоголя было создано еще несколько оперных произведений с минимальным числом участников: «Шинель» и «Коляска» А. Холминова, «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Г. Банщикова, «Портрет» С. Вайнберга.
Шостакович, взявшись за сочинение оперы «Игроки» на полный и неизменный текст Гоголя (1942), вскоре оставил работу: «Я написал приблизительно треть оперы и обнаружил, что музыка длится около часа, вот и счел дальнейшее сочинение бессмысленным… »
Поэма «Мертвые души» нашла музыкальное воплощение не только в опере Р. Щедрина, но и в кантате А. Волконского «Русь» , в сюите для фортепиано И. Сильванского (цикл сатирических пьес-портретов в 7 частях) , в сочинении Г. Свиридова для тенора и смешанного хора «Об утраченной юности» , предшественниками которого оказались два хора А. Кастальского «Эх, тройка, птица-тройка» и «Поля неоглядные» (1903). Балетные интерпретации гоголевских сюжетов заметно участились в конце XX в. , охватив более широкий круг сюжетов: «Ночь перед Рождеством» (наброски А. Серова, балет Б. Асафьева) и «Тарас Бульба» (Р. Глиэра, В. Соловьева-Седого) , «Ревизор» А. Чайковского, «Женитьба» А. Журбина, «Портрет» Ю. Буцко, «Эскизы» (балет с участием чтеца) А. Шнитке.
"Ревизор" - опера по мотивам произведений Н. В. Гоголя. Либретто написал Юлий Ким, музыку - Владимир Дашкевич.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Опера Чайковского "Черевички"
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сцена из оперы Дмитрия Шостаковича "Нос"