Турнир 2020: Лучший авторский фильм на планете Земля? Тур 3.8
Теория авторского кино;
Классицизм, Романтизм, Реализм;
Стили и методы в искусстве и литературе:
Сравнение
Так, в основе классицизма лежит принцип рационализма. Разум главенствует и в общественной, и в личной жизни. Гражданский и нравственный долг стоит превыше эгоистических чувств и страстей. В произведениях классицизма разум и чувства составляют основной конфликт, и разум непременно одерживает победу.
Романтизм высшей ценностью признает внутренний мир, индивидуальность человека. В противостоянии «общество – личность» акценты смещаются в сторону личности, самодостаточной, чувствующей, жаждущей свободы. Романтизм изображает исключительные характеры и отчаянные (часто бунтарские) страсти. В нем присутствует культ природы, всего естественного.
Реализм, в отличие от романтизма, изображает типичного героя в типичных обстоятельствах, однако не лишая его уникальных черт и делая акцент на его психологическом исследовании. Реализм, как реалистическая драма, представляет собой промежуточный жанр, граничащий и с трагедией и с комедией, в котором конфликт обычно не доводится до трагического конца. Его существенной чертой является острая актуальность, интерес к современности и злободневности.
Романтизм возник в конце 18 века. Его идейной почвой были кризис рационализма (классицизма) Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм - это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения - стремление противопоставить «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс - новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни. Яркие представители в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико. Главными представителями романтизма в литературе считаются Новалис, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, Э. По, Лермонтов, Тютчев.
В буквальном смысле «реализм» правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Начав свой путь во Франции в 1840-х годов, художники-реалисты заменили идеалистические образы реальными событиями, придав им такую же значимость, как и историческим картинам и аллегориям. Стремление привнести повседневность в свои полотна стало проявлением желания художников объединить искусство и жизнь. Палитра реалистов тяготела к темным, землистым оттенкам, что шло вразрез с идеалами красоты высокого искусства. Темы картин зачастую были обличительными, высмеивающими нравы и ценности буржуазии и монархии. Яркими представителя реализма в изобразительном были Г. Курбе, Э. Мане, И. Репин. Ярким представителем реализма в литературе является Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов.
