Евгений Попов
Искусственный Интеллект
(214066)
4 года назад
субстанция (словарная статья)
СУБСТ’АНЦИЯ, -и, ж. В философии: первооснова, сущность всех вещей и явлений.
прил. субстанциональный, -ая, -ое и субстанциальный, -ая, -ое.
(Ожегов)
ГР. §0138
§138. В реальности окружающего нас мира каждая его качественно специфичная область - Вселенная, биосфера, человечество - представляет собой подобный круг необходимости, в котором мы обнаруживаем три вида отношений действительности:
- субстанциальное отношение,
- причинное отношение и
- отношение взаимодействия.
ГР. §0139
§139. Поскольку каждый такой круг необходимости состоит из множества единичных предметов, постольку ему присуще определение акцидентальности. Вселенная, например, состоит из бесконечного числа небесных тел. Биосфера - это мириады единичных живых организмов. Человечество сегодня - это более 6 млрд человек и множество произведённых ими для себя специальных приспособлений. Каждый такой единичный предмет представляет собой акциденцию (от лат. accidentia - случай, случайность), принадлежащую своему кругу необходимости.
ГР. §0140
§140. Акциденции, рассматриваемые через последовательный ряд определений необходимости (условия, предмет, деятельность), обнаруживают свою непосредственную связь друг с другом в пределах той системы, которой они принадлежат. Поэтому определение акциденции с необходимостью отсылает нас к определению субстанции. Субстанция представляет собой тотальность акциденций. Так, например, тотальность небесных тел как акциденций даёт нам субстанцию Вселенной. Тотальность живых организмов, рассматриваемых в качестве акциденций, даёт нам субстанцию биосферы. Тотальность людей как акциденций даёт нам субстанцию человечества.
ГР. §0141
§141. Субстанция (Substantia) в переводе с латыни означает основу, подстилку. Под этим именем принято представлять себе то, что должно лежать в основании всего существующего в этом мире. Но если мы будем рассматривать субстанцию отдельно от акциденций как некую первоматерию, то при всей своей фантазии мы её в таком самостоятельном виде нигде не обнаружим. Без акциденций, связанных между собой кругом определений необходимости, субстанции не существует. Категории субстанции в том её значении, которое вкладывал в неё Спиноза, не хватало содержащейся в ней противоположности - принципа акцидентальности. Этот недостаток был восстановлен Лейбницем в его учении о монадах (от греч. monas - единица, единое).
(Грамматика разума, сокращённо - ГР.)