Untouchable
Высший разум
(339077)
4 года назад
В Библии сказано: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Апостола Павла послание к Римлянам, 13:1), а также: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Книга Притчей Соломоновых, 8:15).
С приходом христианства идеология императорской власти изменилась. Как пишет богослов Елена Хаупа, для верующих христиан смысл земной власти в том, чтобы она помогала им готовиться к жизни вечной – «император отвечал перед Богом за спасение своих подданных». Это византийское представление о царской (императорской) власти было позаимствовано и Русью.
По мнению православных богословов, помазанник Божий, то есть Мессия, на Земле был только один – сам Христос («Христос» означает «помазанник» в переводе с греческого). Правитель же является наместником Бога на Земле: правитель наделен абсолютной властью, но и абсолютной обязанностью отвечать за то, что происходит в его владениях, перед Богом. Для самого правителя существует только закон Бога, потому что земные законы правитель устанавливает сам.
При этом одна из важнейших обязанностей правителя – защищать и поддерживать церковь. В тех случаях, когда православная церковь была в кризисе, во время конфликтов церковных иерархов, обязанностью именно правителя (царя, императора) было созвать церковный собор, присутствовать на нем и в качестве первосвященника рассуживать духовные споры. Поэтому Иван Грозный, став первым русским царем, в 1551 году созвал так называемый Стоглавый собор, который разрешил многие противоречия и проблемы в русской церкви.
Абсолютная власть, которой была власть византийских императоров и русских царей и императоров, подразумевает принесение себя и своей жизни в абсолютную жертву этому призванию. Выражением этой жертвы для русских царей стала церемония венчания на царство. Это только в западной традиции восшествие русских царей на престол называется по привычке «коронацией». Венчание на царство имеет другой смысл.
В процессе венчания на царство происходило миропомазание царя – жест, символизировавший «обручение» царя с принадлежащим ему царством и его народом. Как браки заключаются на небесах, так и царь обвенчан с его царством, и не может просто отказаться от этого союза. Вот почему после отречения Николая II многие русские просто не поверили тому, что их государь самовольно отказался от своего божественного предназначения.