Top.Mail.Ru
Ответы

Тема: Драма «Гроза» в русской критике Н. А. Добролюбов Статья «Луч света в темном царстве» 1860

Современные стремления русской жизни, в самых обширных размерах, находят свое выражение в Островском, как комике, с отрицательной стороны. ..Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности с другой, - вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений, развиваемых в большей части комедий Островского; требования права, законности, уважения к человеку - вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины этого безобразия.

Уже и в прежних пьесах Островского мы замечали, что это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название "пьес жизни", если бы это не было слишком обширно и потому не совсем определенно. Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву; оба они жалки вам. Нередко оба смешны, но не на них непосредственно обращается чувство, возбуждаемое в вас пьесою. Вы видите, что их положение господствует над ними, и вы вините их только в том, что они не выказывают достаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения.

... чудное дело! - в своем непререкаемом, безответственном, темном владычестве, давая, полную свободу своим прихотям, ставя ни во что всякие законы и логику, самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь; с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров.
... "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского. В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели. ..Дело в том, что характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе, около него вертелись наши лучшие писатели; но они умели только понять его надобность и не могли уразуметь и почувствовать его сущности. ..Русская жизнь дошла наконец до того, что добродетельные и почтенные, но слабые и безличные существа не удовлетворяют общественного сознания и признаются никуда не годными. Почувствовалась неотлагаемая потребность в людях, хотя бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных.
Не так понят и выражен русский сильный характер в "Грозе". Он прежде всего поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам. ..Нет, он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны.
Задание:

1. Выпишите основные мысли

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Искусственный Интеллект

Гроза
В маленьком городишке жила девка Катька. Она была сиротой. Никого из родни не было рядом, только годовалый поросёнчишко. Она его очень любила и каждый день ходила на базар и собирала остатки сала и хлебушек, которые выбрасывали из харчевни аккурат после обеда. Этим они и питались. Робить она не хотела, потому что была очень романтичной особой и набожной. Каждую ночь ходила на речку любоваться звёздочками, отражающимися в воде и гладила листочки у каждого кустика, затем неистово молилась, глядя на луну, задравши свои зенки вверх, но так и не нашедши эту проклятую луну --шла домой и спала до обеда. Потом просыпалась и шла на базар, порося в это время уже давно базлал и просил кушать. Мимо проходил, но Тихон сказал, что у него есть коптильня из газовой плиты сделанная и та согласилась. На Покров сыграли свальбу на балалайке и ложках, закололи свинаря Катькиного и Кабаниха стала учить Катюху жизни Тихон, внучатый племянник толстой тётки по прозвищу Кабаниха, тому очень понравился бегающий за своим хвостом, как собака, свин. Сколько сала то будет, подумал Тихон и позвал Катьку замуж. Та было стала отнекиватьсязамужеской: посуду давай мой, пол скреби ножиком, чтобы чистым был и чтобы столешница сверкала, как у кота эти самые, а то только и знаешь, что на Тихохе висеть колбаской, бестыжая твоя рожа! Загрустила Катюха, непривычно это ей всё было, душа рвалась на речку и к Богу. Однажды ей удалось всё же вырваться на минутку и она побежала на речку, сломя голову, споткнулась и попала в крепкие руки Борьки кузнеца. Он свои руки специально раскинул, давно уже жениться хотел, а никто не попадался, только одни караси и лягушки. Обрадовался Борька, что такое мясо ему попалось и утащил он Катьку в кусты и поженил. Вот горе то!.. Оно бы, вроде и ладно, но ведь уже замужем Катюха то, нельзя же так, как то совестно и Бог не велит и поросёнка жалко, ещё не весь съели. Уже светало, надо было возвращаться домой, там муж ждёт постылый и вот ты хоть что делай. Катерина заревела и крестясь пошла куда глаза глядят. Глаза привели её на вокзал, где была железная дорога, Катя легла на рельсы и с возгласом "Так не доставайся же ты никому!" отдала Богу душу.