Изрезанность стен улучшает акустические свойства. Древние храмы наполнены какими-то полуколоннами, нишами неизвестного назначения, окна заглублены в более крупных нишах - рассветах.
В древности еще был такой способ улучшить акустику: во время обкладки стены в нее закладывали голосники - глиняные горшки, обращенные отверстием в храм, а расширяющейся частью и донышком внутрь стены. Они закладывались в западную стену, что позволяло звуку, исходящему с восточной стороны (из алтаря, с амвона), при отражении не гаснуть, а усиливаться».
http://www.nsad.ru/articles/kak-ustroen-hram-akustika-i-mesto-dlya-horahttps://arzamas.academy/mag/355-drevnerusНа территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отнести Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).
Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на территориях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Успенский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополнением угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и построенная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).
Как устроен древнерусский храм.
Среди строительных материалов Древней Руси заметное место занимали керамические сосуды: их использовали в кладке верхних частей здания, и в первую очередь при устройстве сводов.
Кроме стен, большое влияние на распространение звука в храме оказывает сам купол.
в стенах храмов были вмурованы кувшины, которые улавливали и преображали звук.
специальных приспособлений для усиления звука в храмах не было.