Понятие истины и ее критерии.
Корреспондентная теория истины.
Cовокупность методологических направлений, определяющих истинность некоторого фрагмента знания (высказывания, теории) через соответствие (лат. correspondentia) объекту этого знания; основным вариантом корреспондентной теории истины является «классическая» концепция истины (Платон, Аристотель, Фома Аквинский), согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности.
https://studopedia.ru/19_411419_ponyatie-istini-i-ee-kriterii-klassicheskaya-kontseptsiya-istini-i-ee-alternativi.htmlУже в античности (начиная с Аристотеля) складывается классическая концепция истины, которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности (понятие действительности трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что имеет место, существует). Основные принципы классической концепции истины: действительность не зависит от мира знания; между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; существуют критерии установления соответствия мыслей действительности; сама теория соответствия логически непротиворечива.
В рамках альтернативных подходов к теории истины можно выделить несколько концепций, среди них
- Когерентная теория истины (О. Нейрат, Р. Карнап и др.), где вопрос об истине сводится к проблеме согласованности и непротиворечивости знаний (непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру).
-Семантическая концепция истины (разработана А. Тарским) Здесь исключается понятие приближенной (относительной) истины, предлагается создание формализованного языка и использование его в науке, что позволяет устранить различие между использованием терминов и освободиться от противоречий.
-Прагматическая концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс) утверждает, что сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с конечным критерием – полезностью данного утверждения для действия, т. е. фактически устанавливается не истина, а практическая полезность знаний.
-Конвенционалистская (А. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.) интерпретирует истину как результат соглашения научного сообщества, определяемого выбором понятийного и логического аппарата научной теории.
- Диалектико-материалистическая концепция истины (здесь разрабатывается учение об объективности и конкретности истины, её диалектическом характере - как движении знания от относительной к абсолютной истине).
Особенностью эволюции классической концепции истины является осознание факта невозможности добиться однозначного соответствия познающей мысли и реальности.
классические критерии истины.