Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

«Авторский идеал семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»».

Илья Рогалёв Ученик (110), на голосовании 4 года назад
Какую же семейную жизнь Толстой считает «настоящей»?
В чем заключается авторский идеал семьи?
Голосование за лучший ответ
Untouchable Высший разум (339349) 4 года назад
В центре внимания Толстого оказывается хроника жизни трёх дворянских семей — Ростовых, Болконских и Курагиных. Первые две представляют собой различные стороны авторского идеала: Ростовы воплощают эмоционально-поэтическое начало, демонстрируя «жизнь сердца», Болконские — олицетворение разума, интеллектуального и волевого начала. Эти противоположности притягиваются (любовь Наташи и князя Андрея, брак Николая и княжны Марьи).

«Семейная гармония в романе выражается по-разному. У Ростовых всё совсем не так, как у Болконских. «Молодые семьи», жизнь которых показана в эпилоге, также отличаются друг от друга. Каждая семья уникальна, но без общей, самой необходимой основы семейного бытия — любовного единения между людьми — истинная семья, по мнению Толстого, невозможна. Вот почему в романе показаны, наряду с «гармоничными», соответствующими толстовскому идеалу семьями, и семьи «неподлинные» (Курагины, Пьер и Элен, Берги, Жюли и Борис Друбецкие), в которых люди не связаны общими духовными интересами.
Взаимоотношения мужа и жены в романе не регламентированы ни обычаем и привычным этикетом, ни вновь вводимыми правилами. Они естественно устанавливаются каждый раз заново. У Наташи и Пьера совсем иначе, чем у Николая и Марьи: право первого голоса не предопределено ничем, кроме индивидуальных черт людей. Каждый член семьи свободно и полно проявляет в ней свою личность.
Для толстовских героев в самом деле неоценимо важны их «фамильная» общность и приобщенность к семейному приданию, традициям отцов и дедов. Когда французы вот-вот должны были подойти к Богучарову, княжна Марья ощущала себя « обязанную думать за себя мыслями своего отца и брата» : «...что бы сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать» . Подробные же заботы всецело овладевают Николаем Ростовым в тяжелую для семьи пору: он не отказывается от обязательства уплаты долгов, так как память об отце для него священна.
Семья, по Толстому, - это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, патриархально упорядоченный и существующий на протяжении ряда поколений (ей более всего чужда монастырская изолированность) , а неповторимо-индивидуальные «ячейки» , обновляемые по мере смены поколений, всегда имеющие свой возраст. В «Войне и мире» семьи подвержены качественным переменам, порой весьма значительным.
Таким идеалом в "Войне и мире" стала семья Безуховых.
Наташа внутренне слилась с Пьером, "отдалась.. .вся — то есть всею душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него". Она перестала обращать внимание на "внешние" средства, нужные, как думали многие, для поддержания любви. Она не принимала красивых поз, не наряжалась, не пела, оставила общество, так как все это было слабо и смешно перед "чем-то твердым, как связь ее души с телом", что было между нею и мужем. Старая графиня материнским чутьем угадала, что "все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа". И когда они появились, то она отдала им всю себя, служила только им и все интересы, вся жизнь ее были сосредоточены на них. Она исполняла любое желание Пьера, старалась угадать его мысли и волю. Окружающие замечали, что она спорит с ними словами мужа. Часто, когда они спорили, то Пьер находил в словах Наташи свою собственную очищенную от всего наносного мысль. Жена неосознанно была отражением его самого, впитывая в себя все лучшее, что находила в муже.

В эпилоге романа "Война и мир" Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, - казалось бы, разные начала — Ростовых и Болконских. "Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое".
Похожие вопросы