Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Литература. Мастер и Маргарита. Сочинение.

владимир максимец Ученик (192), на голосовании 4 года назад
Пранализируйте эпизод из главы 30 романа «Мастер и Маргарита», опираясь на вопросы и задания.

Тут мастер поднялся, огляделся взором живым и светлым и спросил:
— Что же означает это новое?
— Оно означает, — ответил Азазелло, — что вам пора. Уже гремит гроза, вы слышите? Темнеет. Кони роют землю, содрогается маленький сад. Прощайтесь с подвалом, прощайтесь скорее.
— А, понимаю, — сказал мастер, озираясь, — вы нас убили, мы мертвы. Ах, как это умно! Как это вовремя! Теперь я понял все.
— Ах, помилуйте, — ответил Азазелло, — вас ли я слышу? Ведь ваша подруга называет вас мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!
— Я понял все, что вы говорили, — вскричал мастер,— не продолжайте! Вы тысячу раз правы.
— Великий Воланд! — стала вторить ему Маргарита, — великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я. Но только роман, роман,— кричала она мастеру, — роман возьми с собою, куда бы ты ни летел.
— Не надо,— ответил мастер,— я помню его наизусть.
— Но ты ни слова... ни слова из него не забудешь? — спрашивала Маргарита, прижимаясь к любовнику и вытирая кровь на его рассеченном виске.
— Не беспокойся! Я теперь ничего и никогда не забуду,— ответил тот.
— Тогда огонь! — вскричал Азазелло, — огонь, с которого все началось и которым мы всё заканчиваем.
— Огонь! — страшно прокричала Маргарита. Оконце в подвале хлопнуло, ветром сбило штору на сторону. В небе прогремело весело и коротко. Азазелло сунул руку с когтями в печку, вытащил дымящуюся головню и поджег скатерть на столе. Потом поджег пачку старых газет па диване, а за нею рукопись и занавеску на окне. Мастер, уже опьяненный будущей скачкой, выбросил с полки какую-то книгу на стол, вспушил ее листы в горящей скатерти, и книга вспыхнула веселым огнем!
— Гори, гори, прежняя жизнь!
— Гори, страдание! — кричала Маргарита.

Опорные вопросы.

1. Какое событие предшествовало данному эпизоду? С чем связан «живой и светлый взор» Мастера? Каким был Мастер прежде?
2. Почему Азазелло возражает Мастеру, считающему себя мертвым? В каком значении выступают здесь понятия «живой» и «мертвый»?
3. Как вы понимаете слова Маргариты: «Великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я?»
4. Почему Мастер отказывается брать с собой роман и утверждает, что теперь он, «ничего и никогда не забывает?»
5. С помощью каких художественных средств в данном отрывке изображена гроза? Почему она сопровождает сцену прощения героев с подвалом?
6. Каково символическое значение образа огня в романе? Каким настроением проникнута сцена поджога? Какими средствами это настроение подчеркнуто?
7. Какова роль эмоционально-оценочной лексики в приведенном отрывке?
8. Как сложится дальнейшая судьба Мастера и Маргариты?

Объем ответа - 20-25 предложений.
Голосование за лучший ответ
Untouchable Высший разум (339370) 4 года назад
1. Данному эпизоду предшествовало распитие вина, подарка от Воланда... Живой и светлый взор.... это избавление от смертного тленного тела и переход в мир иной.... в загробный мир.... Мастер прежде был больным и несчастным...

2. Потому-что Мастер хоть и умер телесно... но душа его жива и действенна....
Он может мыслить и рассуждать... о чем и напоминает ему Азазелла... То есть если тело и умерло.... то душа продолжает жить и ей нет никаких преград...

3. Воланд сумел сохранить отношения Мастера и Маргариты и дал им возможность оставаться вместе навсегда... это лучшее о чем они мечтали....

4. В своем новом состоянии ума он может иметь возможность помнить все что было прежде в мельчайших подробностях.... это разум души освобожденный от
бренного тела и всех его проблем со здоровьем и памятью....

5. Автор использует Гиперболу - содрогается маленький сад. Что как бы усиливает и придает особое состояние природе в этом эпизоде.... Мы уже наблюдаем не просто Грозу... а некое проявление Высших сил... которые участвуют в данном прощании героев с прежней земной реальностью....

6. Огонь в романе выступает как стихия, очищающая мир от скверны, как пламя Апокалипсиса, как символ нового возрождения, новой жизни. Мастер и Маргарита умирают для нашего мира, и сгорает подвальчик мастера.
Но их ждет новая жизнь в ином мире - так же, как был сожжен и вновь возрожден из пепла роман мастера. Символика огня понятна сразу, потому что идет она из глубокой древности, потому что стала уже архетипом, впечатанным в наше мифологическое сознание. Огонь не принадлежит ни злу, ни добру по отдельности, но служит им обоим, являясь одновременно принадлежностью двух миров. Он губит и очищает, сжигает старый мир, чтобы смог родиться новый… Воланд приносит огонь в Москву, чтобы покарать "новый Вавилон" и очистить его. Примус - источник огня, сжигающего закостенелый, устаревший и погрязший в грехе мир. Но это еще и источник жизни: кот, застреленный чекистами, "приложился к круглому отверстию в примусе и напился бензина. Тотчас кровь из-под верхней левой лапы перестала струиться. Кот вскочил живой и бодрый…" Бензин из этого же примуса поджигает и дом, и ресторан, и магазин… Вот оно, очищающее пламя! И только подвальчик мастера сгорает от огня камина - это важно, ведь здесь не нужен огонь очищения и кары, а нужен огонь возрождения. Таким может быть лишь пламя домашнего очага.
... Вот почему мастер и Маргарита любили сидеть у огня.

8. дальнейшая судьба Мастера и Маргариты - это покой дарованный им самим Иешуа... именно Он повелел Воланду исполнить эту миссию и в награду за все земные страдания и мучения они получают Покой и Тишину Вечности...
владимир максимецУченик (192) 4 года назад
Благодарю.
Похожие вопросы