Хьюберт Фарнсворт
Искусственный Интеллект
(111113)
3 года назад
В НЕрелигиозных учебниках про Авраама написано ровно столько же, сколько про Колобка. И, как и житие Колобка, достоверно описать жизнь и деяния Авраама в светских учебниках не представляется возможным, ибо оба персонажа одинаково сказочные. Только из разных сказок.
Chelovek
Искусственный Интеллект
(412526)
3 года назад
В славянской литературе предания об Аврааме нашли своё отражение в двух переводных апокрифах, основанных на греческих переводах еврейских сказаний.
Откровение Авраама
Смерть Авраама (Завещание Авраама)
Возможно, их изучают в духовных семинариях Русской православной церкви.
In Plain Sight
Искусственный Интеллект
(136742)
3 года назад
Ни в каких. Консенсус на сегодня такой, что все библейские "патриархи" -- мифологические фигуры. Мнение настолько широко распространенное, что у него даже название есть -- "ветхозаветный минимализм" или "библейский минимализм".
Современная инкарнация ветхозаветного минимализма началась с работ Томаса Томпсона в 1970-е годы. Поначалу Томпсона реально травили (причем в этом активно участвовал кардинал Йозеф Ратцингер, будущий папа Бинядихт Шышнаццатой, под руководством которго Томпсон работал над докторской диссертацией в Тюбингене). Томпсона в 1975 году не допустили к защите в Тюбингене, он вернулся в родную Пенсильванию, где в конце концов защитился (в университете Темпл в Филадельфии) в 1976 году. Защитившись, он не смог найти профессорского места и несколько лет работал то школьным училетем, то вообще маляром. Первое профессорское место (временное, в École Biblique в Иерусалиме) ему обломилось только в 1984 году. Потом были другие временные места, а в 1993 году Нильс-Петер Лемке организовал Томпсону (который на тот момент уже был живым классиком и выразителем идей большинства) постоянное место в Копенгагенском университете, где он и преподавал до самой пенсии.
Пока Томпсон страдал, израильский археолог с сакраментальным именем Израиль Финкельштейн, ничего об этой драме не зная, копал везде, где только мог. И раз за разом приходил к выводу, что археологические данные сильно расходятся с Пятикнижием. Более поздние книги -- "пророки" и "писания" -- местами содержат историческую информацию, но она часто искажается то мировоззрением автора, то его плохой информированностью (например, в книге Даниила Навуходоносору приписывается то, что на самом деле случилось в царствование Набонида). Финкельштейн написал куеву хучу журнальных статей и научных монографий и в какой-то момент свел свои изыскания в одну книШку (Israel Finkelstein and Neil Asher Silberman, "The Bible Unearthed", 2001). Хорошая книШка, кстати, и вообще Финкельштейн крут...
Короче говоря, на сегодня консенсус минималистический. Точка зрения большинства информированных специалистов такая, что Ветхий завет -- это лишь один из многих исторических источников, причем его достоверность (т. е., степень подтвержденности археологическими данными) часто хуже, чем у игипЕццких, хеттских и ассирийских источников (и не то чтобы другие источники всегда и во всем правы -- их авторы в большинстве случаев лучше информированы и находятся ближе к описываемым событиям, но они обычно слуги своих царей и фараонов и в силу этого должны описывать реальность в выгодном для начальства свете).
Короче, сравнительная историческая критика -- это круто, особенно когда она опирается на археологию...