Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
2.Задание: Прочитайте предложения.
1. Понятие “активный и пассивный словарь” применимо не только к языку определённой эпохи, но и к языку отдельных лиц. Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова, которые человек не употребляет, но узнаёт в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь.
Определите стиль текста. Докажите.
Составьте схему 2 предложения.
Какие СПП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?
2. Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой)
Определите стиль текста. Докажите.
Составьте схему 1 предложения.
Какие СПП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?
3. Милосердие… Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Быть милосердным стало немодно?
Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
Определите стиль текста. Докажите. Какова основная мысль текста?
Какие СП здесь встречаются? Какова их роль в тексте?
Составьте схему последнего предложения.
4.
Директору управления
Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Петрова В. В.
докладная записка.
Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.
Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.
6 октября 1998 г. Петров.
Определите стиль текста. Докажите.
Найдите сложное предложение, определите вид сложного предложения.
Что дает использование его в тексте?
3.Сформулируйте вывод «Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи»
4. Составьте связный текст с использованием разных видов СПП
1 СТИЛЬ НАУЧНЫЙ [Слова, *которые человек употребляет,) составляют его активный словарь. ] СПП С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ
2 СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес), [ то на полях, в траве видны алмазы.] СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ВРЕМЕНИ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ
3 СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ [Как же так получилось], ( что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным)? СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ
4 СТИЛЬ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ [ Довожу до Вашего сведения], (что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, |позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами|).
СПП С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ