Помогите пожалуйста с литературой. Нужно ответить на вопросы по стиху Блока "Девушка пела в церковном хоре"
1. Как вы охарактеризуете общую атмосферу этого стихотворения? Обратите внимание на то, какие слова в нём повторяются. Что, на ваш взгляд, здесь преобладает - мрачное или светлое?
2. Определите основную тему этого стихотворения. Какое состояние испытывает его лирический герой, ничего не говорящий о себе и сосредоточившийся на восприятии церковного песнопения?
3. Как вы объясните словосочетание «голос, летящий в купол»? Какой символический смысл имеет этот образ?
4. Какую метафору в тексте можно считать самой яркой и необычной? Как эта
метафора помогает создать особую атмосферу стихотворения?
5. Точка зрения. Перечитайте финальные строки стихотворения «Девушка пела
в церковном хоре…» и объясните их смысл.
Стихотворение построено на антитезе двух частей:
в первой Александр Блок на основе ряда деталей (церковный хор,
купол, Царские Врата) создает картину церковной службы, рисует
храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех,
кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной
жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва -
надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался
в отчаянном и тревожном ожидании.
Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что
всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется,
будто в мире не может быть ничего плохого. Но совершается
переосмысление лирическим героем христианской морали.
В трех первых строфах происходит разворачивание метафоры,
смысл которой поначалу недостаточно прояснен. Волны звука
поднимаются все выше и выше, и навстречу "Голосу, летящему
в купол", стремится небесный "луч", охватывая сиянием "белое
платье".
Необычайное звуковое и зрительное впечатление концентрирует
внимание всех, кто "из мрака смотрел и слушал", вызывая в памяти
многочисленные евангельские ассоциации.
Тема стихотворения "Девушка пела в церковном хоре…" - молитва
о погибших и не вернувших с войны, наполненная верой в светлое
будущее и надеждой, что она будет услышана.
Интересна и необычна идея стихотворения – показать обреченность
этой молитвы-надежда и ее тщетность.
Первая выражается в образе невинной девушки, которая молитва
так искренне, что все, кто ее слушает, начинают верить в благодать
и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций.
Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к
Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже
принесенаи никто из тех, о ком молятся, назад уже не вернется.
Благодаря приему антитезы, Александр Блок показывает, с одной
стороны, святость молитвы и веру в ее исполнение, с другой – ее
обреченность, скорбь самого Бога.
Блок рисует противоречивый мир, наполненный надеждой на
светлое будущее, но в то же время жестокостью и злостью.
Голос прекрасной девушки в белом убранстве похожа на ангела,
спокойствие и благодать - все это антагонистичность
циничной реальности страха, беспощадности, варварства и
бессердечия в период войн.
Главные метафоры – “пел ее голос”, “платье пело в луче”.
Лик девушки, которая поет в стихотворении сообщается с ликом
напевающего пения "уносящийся в купол", а белый наряд в
стихотворении -это облик луча надежды, который пробуждает в
душе веру в завтрашнюю тишь и благодать.
Лёгкий луч света, который попадает на белое одеяние девушки
представляет собой надежду, веру в светлую и спокойную
жизнь.
Вторая часть стихотворения оказывается гранью, что разделяет
надежду, музыку, песню и действительностью.
Поэт вещает о том, что бренное существование безгранично
жестоко в нем есть место для печали, беды, смерти,
несчастья.
Это третья грань смысла стихотворения- истина, то есть
непостижимая для человека тайна, ведомая только младенцу.
Образ, созданный в последней строфе, позволяет лирическому
герою стать одним из зрителей и участников происходящего,
наравне с другими поддающимися очарованию Голоса и луча.
Раскрытие "тайн" принадлежит не ему, а ребенку, "младенцу",
ведающему истину, что позволяет придать объективный характер
развенчанию "сладкой, гибельной" иллюзии.
В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок
символизирует божественную истину, скорбь самого Бога.
Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями,
голой боли и правды.
Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей
и лишающей надежды строчкой"И только высоко, у Царских Врат,
причастный Тайнам, -плакал ребенок о том, что никто не придет
назад".
Помню, в детстве хотелось "улучшить" рифмовку Сан Саныча:
"Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый смотрел и глазами лупал,
Как белое платье пело в луче".