Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Чем отличаются агностики от гностиков ?

Пользователь удален Гуру (3180), закрыт 15 лет назад
Лучший ответ
Пользователь удален Просветленный (22560) 15 лет назад
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
wrwf qefУченик (100) 15 лет назад
Не ожидал тебя тут увидеть ))) А ты к кому себя относишь?
Агностик...наверное)))) Почему не ожидал?
Остальные ответы
Виталий Безверхий Мыслитель (6430) 15 лет назад
Гностики все воспринимают разумом, а агностики на веру.
Андрей ПеровУченик (118) 8 лет назад
Разницу знаете между понятиями ВЕРА и РЕЛИГИЯ?
руслан ясинскиййПрофи (863) 6 лет назад
Если не знаете. зачем писать?
Михаил Львов Мыслитель (7076) 15 лет назад
Гностицизм - знание. Гностики считают, что человечество может познать все. В том числе Бога и Истину.
Агностики думают, что познание ограничено. Для них Истина всегда где-то рядом. Они и верующие и неверующие.
kobald Мудрец (11544) 15 лет назад
что-то тут несколько понятия спутаны, либо мы говорим про гностиков, как религиозно-философскую систему начала новой эру и тогда противопоставит их агностикам просто невозможно. Или гностики должны быть определяться как люди, полагающие, что мир принципиально познаваем до конца, а агностики как люди это отрицающие. Также и агностики бывают разными, кант тоже был агностиком, потому что доказывал, что познаваем только мир феноменов, т. е. мир явлений, а мир ноуменов, т. е. "вещей в себе" принципиально непознаваем. вот христиане - точно агностики, т. к. познать трансцендентного бога логически невозможно, в путем веры это получается только иррационально
Евгений Холодов Мыслитель (6938) 15 лет назад
Гностики бывают разные. Есть термин в истории философии и религии "гностицизм". этим термином определяют довольно широкий круг до-христианских религиозно-философский и мистических течений синкретического характера: митраизм, маздеизм, герметизм, офиты, наасены и др, а так же и околохристианских (псевдо-христианских) течений: маркиониты, василидиане, валентиниане, карпократы, николаиты и др. Все эти псевдо-гностические толки развивались параллельно с христианской Церковью в 1 - 3 вв. Во второмвеке т. н. гностики, а вернее - лжегностики заклохли, но их влияние все-таки отразилось и на ортодоксальном христианстве (вот почему еще в 4 в. существовал небольшой кружок лжегностиков - в районе древн. егип. города Хенабоксион - совр. Наг-Хаммади, где в 1945 г. была найдена библиотека гностических текстов) . С другой стороны - в ортодогсальном христианстве всегда было понятие о гносисе, которое открыл верующим - Церкви - Господь Иисус Христос. Всякий верующий во Христа просвящен им, более усердным в созерцании Бога, подается гностическое откровение, или боговедение (γνωσις του θευ, θεοφνωσις). В отличие от "гностицизма", в котором были переплетены лоскутки от языческих мистерий, эллинской и варварской философии с христианством, подлинный христианский гностик - духовный человек не будет путать свет со тьмой, и если он, будучи искусен во внешних науках (гуманитарных и естественных) и пользуется ими, но превыше всего ставит Откровение Божие, и гностический опыт его, который имеет по милости Всесовершенного Бога. Правда в христианстве был и другой вид гносиса, который был осужден, т. к. подражал эллинским басням о метемпсихозе и апокатастасисе (Ориген, Евагрий, Дидим и их последователи) , но и эти, хотя и взяли от сокровищницы Церквного Предания и вкусили опыт гностического богословия, но не удержались в истине, но понеслись на стреминах собственного разума, забредши в лес собственных теорий. Это, что казается о гносисе.
Агностицизм - это так же термин в философии, им определяется философское мировоззрение, которое утверждает принципиальную непознаваемость онтологического и экзистенциального бытия, это почти что древние скептики, только, помоему мнению, на новый лад испеченные.
Агностик - не атеист, это философ, утверждающий принципиальную непознаваемость и относительную доказуемость всего. Гностик православный и церковный - это идеальный верующих, способный к наукам внешним и к таинствам веры. Лже-гностик - это, если сказать по-правде - современные теософы, антропософы, сайентологи и им подобные.
Южная НочьОракул (59718) 15 лет назад
А что ни будь между ними среднее есть?
Сергей БирюковУченик (152) 7 лет назад
Теософ Блаватская лжегностик?
=G= Профи (516) 7 лет назад
Принципиально агностики от гностиков отличаются в методах обретения абсолютной истины. Поскользку гнозис - это знание, то агностики верят в невозможность самим постичь Истину, в то время как гностики в это свято верят. И те и другие могут быть как атеистами, так и глубоко верующими людьми. Гностики близки к философии санкхьи-йоги, научного метода. Именно на их основе и организовано учение тамплиеров и масонов. Но когда сами гностики пытаются противопоставить себя агностикам, то последних они склонны определять как людей, склонных попадать под влияние авторитетов и не имеющих собственной точки зрения, коррумпированных и политизированных философов. Такая вражда и такое желание очернить агностиков, по меньшей мере, странны. К слову, знаменитым агностиком был Иммануил Кант.
Елена Качанова Ученик (171) 6 лет назад
Лучше объяснять от противного. Агностики не верят в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Агностик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано — либо на данный момент развития, либо вообще.

Гностики (от гнозис - знание), напротив, полагали, что у них есть сакральное знание обо всём: боге, человечестве и остальной части Вселенной, которым остальные не владеют; спасение достигается через интуитивно постигаемое Знание.
В основе гностицизма лежит представление о падении существующих самостоятельно огненных душ ( как в Синей птице) в низший, хладный, материальный мир, созданный демиургом — низшим божеством. Материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам.

Искупителем является прежде всего Христос (в прочем, существуют такие гностические схемы, в которых он отсутствует), но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди («психики») вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди («соматики») вообще не выходят за пределы чувственной животной сферы. Мир не спасается — спасается (то есть возвращается в область божественного, абсолютного бытия) только духовный элемент, присущий лишь пневматикам, изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере. «Избранный» совершенный гностик живёт в «иллюзорном мире» тайного знания.
Возникло это учение (очень и очень разнородное, было множество взаимно-исключающих школ и сект) в эпоху эллинизма - Империи Александра Македонского – смешавшего в одну кучу основные ритуальные формы и мифологические образы религий, завоёванных им народов: античной философии, поздних египетских мифов, иудаизма, персидского зороастризма, что-то ещё из Индии. При этом сами эти религии гностики не признавали, натащили отовсюду куски мистицизма, оккультизма, эзотеризма и проч. В общем «мистическое тайное знание» для Посвящённых. Расцвет пришёлся на 2-й век, когда они спорили с христианами, затем течение само собой сошло на нет ( придуманное, даже очень крутое, долго не существует. Но, да, в подобные игры играют и сейчас).
Само учение гностиков в целом виде до нас не пошло, остались только куски их утверждений в критических статьях христианских писателей. Читать довольно трудно. Вот цитата из Климента Александрийского – высокоучёного христианского святого 2-го века. Тот цитирует и критикует учение последователей Теодота-гностика. «Тишина, говорят они, которая была матерью всех тех, кого извергла из себя Бездна, хранила молчание о том, что она не могла высказать, как о невыразимом и назвала непостижимым то, что сама она понимала. Забыв о славе Бога, они безбожно называют его страдающим. Согласно Теодоту “Отец, будучи по природе своей прочным и неизменным, уступил Тишине и снизошел до со-страдания”, поскольку для того, чтобы Тишина поняла, нужно было выразить это на языке чувства. Ведь сострадание (симпатия) – это сочувствие тому, что чувствует другой. И страданию этому сочувствовала вся Плерома, ради освобождения страждущего.
Следуя за двенадцатью Эонами, вся полнота узнала сострадание”, – как он (Теодот) говорит. Тогда они узнали, кто они такие благодаря благодеянию Отца, – неизреченное имя, форма и знание. Тот же Эон, который стремился постичь непостижимое, был ввергнут в состояние незнания и бесформенности. Так возникла кенома – лишенность знания, которая есть только тень имени. Напротив, Сын есть форма Эонов".
Похожие вопросы