Сергей Смолицкий
Искусственный Интеллект
(232391)
3 года назад
1.Сначала прочитать несколько строчек (чаще всего хватает одной - двух, но иногда требуется больше, об этом позже) так, как их читают с маленькими детьми, с прихлопыванием или притопыванием на сильных (ударных) долях:
нАша тАня грОмко плАчет
УронИла в рЕчку мЯчик
По слову "уронила" понимаем, что сильными в стихотворной строчке могут быть не только те слоги, которые стоят под ударением в слове, хотя чаще это все же ударные.
Заметим, что в этом стихотворении сильные доли чередуются со слабыми: одна сильная, одна слабая и так далее. Такие размеры называются двудольными. Их всего два: хорей и ямб.
2.Если стихи двудольные, и каждая строка начинается с сильной доли, как в стихотворении про Таню, то это хорей.
3.Если стихи двудольные, и каждая строка начинается со слабой доли, то это ямб:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг
Для музыкального сопровождения двудольных стихов подходят марши и польки с размером 4/4 и 2/4.
4.Стопой называется повторяемый ритмический отрывок, для ямба и хорея - это один ударный и один безударный слог. Количество стоп в строке равно количеству сильных долей. Оба приведенных отрывка - четырехстопные. Обычно в большинстве стихотворений количество стоп во всех строчках одинаковое, но бывают примеры разностопных стихов. Например, "Бородино" Лермонтова написано ямбом, в каждой строфе 6 строк, 1,2,4 и 5 четырехстопные, а 3 и 6 - трехстопные:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были схватки боевые,
Да говорят еще, какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
5.Кроме двудольных размеров есть еще три трехдольных: дактиль, амфибрахий и анапест. Трехдольные размеры в музыке сопровождаются вальсами (3/4). Понятно, что в трехдольных размерах на один сильный слог приходится два слабых. Если сильный слог - первый, это дактиль:
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники,
стЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною...
В амфибрахии первый слог слабый, потом сильный, потом еще слабый:
в песчАных степЯх аравИйской землИ
три гОрдые пАльмы высОко рослИ
И, наконец, в анапесте сильный слог - третий:
кораблИ постоЯт и ложАтся на кУрс,
но онИ возвращАются сквОзь непогОды.
Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест - пять основных стихотворных размера в русском стихосложении. Если научитесь твердо различать их, можно переходить к более сложным вопросам.