Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Сборная Домашка
+4

В каком значении употребляются в предложенных художественных текстах формы времени глаголов? Какой эффект это создает?

1)
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три общипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посаэ/сены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку поправят, и снова молятся и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем...
И. Тургенев. Отцы и дети
(2)
Елена раздвинула портьеру, и в черном просвете показа¬лась ее рыжеватая голова. Братьям послала взгляд мягкий, а на часы очень и очень тревожный. Оно и понятно. Где же, в самом деле, Тальберг? $олнуется сестра.
Хотела, чтобы это скрыть подпеть братьям, но вдруг остановилась и подняла палец.
- Погодите. Слышите.
/./Все трое прислушались и убедились - пушки. Тяже¬ло, далеко и глухо. Вот еще раз: бу-у... Николка положил гитару и быстро встал, за ним, кряхтя, поднялся Алексей.
В гостиной-приемной совершенно темно. Николка наткнулся на стул. В окнах настоящая опера «Ночь под Рождество» - снег и огонечки. Дрожат и мерцают.
Николка прильнул к окошку. /./
Алексей во тьме, а Елена ближе к окошку, и видно, что глаза ее черно-испуганны. Что же значит, что Тальберга до сих пор нет? Старший чувствует ее волнение и поэтому не говорит ни слова, хоть сказать ему и очень хочется. В Святошине. Сомнений в этом никаких быть не может. Стреляют, 12 верст от города, не дальше. Что за штука? /./
Елена говорит в тревоге. Вот несчастье. Муж должен был вернуться самое позднее, слышите ли - самое позднее, сегодня в три часа дня, а сейчас уже десять.
В молчании вернулись в столовую. Гитара мрачно мол¬чит. Николка из кухни тащит самовар, и тот поет зловеще и плюется. На столе чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри, особенные в виде фигурных колоннок. /... /Полы лоснятся, и в декабре теперь, на столе, в мрачной колонной вазе, голубые гортензии и две мрачных знойных розы... /./
На чайнике верхом едет гарусный' петух, и в блестящем боку самовара отражаются три изуродованных турбин-
ских лица /./
В глазах Елены тоска, и пряди, подернутые рыжеватым огнем, уныло обвисли.
Застрял где-то Тальберг со своим денежным гетман¬ским поездом и погубил вечер. Черт его знает, уж не случилось ли, чего доброго, чего-нибудь с ним?.. Братья вяло жуют бутерброды. Перед Еленой остывающая чашка и «Господин из Сан-Франциско». Затуманенные глаза, не видя, глядят на слова: «мрак, океан, вьюгу».
Не читает Елена.
М. Булгаков. Белая гвардия

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок

В первом тексте автор употребил глаголы в форме настоящего времени (за редким исключением) : этим он подчеркнул, что память о Базарове жива.