Традиция акмеизма, заложенная И. Анненским, Н. Гумилевым, О. Мандельштамом и А. Ахматовой, оставила чрезвычайно глубокий след в литературе 1960-80-х годов. На этой почве выросла поэзия Иосифа Бродского, но не только. В наиболее близких отношениях с “классическим” акмеизмом находится поэзия Арсения Тарковского, М. Петровых и др. «неоакмеистов». Кроме того, отдельные аспекты эстетики акмеизма получили разработку в творчестве таких поэтов разных поколений, как Д. Самойлов, С. Липкин, Ю. Левитанский (фронтовое поколение), Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О. Чухонцев, И. Лиснянская, Ю. Мориц, А. Найман, Е. Рейн (“шестидесятники”), “задержанное поколение” 1970-80-х годов.
Не будучи связанными какими-либо групповыми отношениями, эти поэты тем не менее исповедуют сходные эстетические принципы: для них всегда характерна ориентация стиха на постоянный (более или менее явный) цитатный диалог с классическими текстами; стремление обновлять традиции, не разрывая с ними; “необыкновенно развитое чувство историзма… переживание истории в себе и себя в истории… ”; осмысление памяти, воспоминания как “глубоко нравственного начала, противостоящего беспамятству, забвению и хаосу как основа творчества, веры и верности”; внимание к драматическим отношениям между мировой культурой, русской историей и личной памятью автора.
Неоакмеизм выводил за пределы советской и вообще социальной истории, предлагая взамен иной масштаб — масштаб истории культуры, в котором любые, даже самые трагические обстоятельства времени выглядели как нормальный фон, всегда сопутствовавший свершениям духа. Может быть, самой емкой декларацией неоакмеизма 1970-х годов стали знаменитые в своё время стихи Александра Кушнера:
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.
Сложная диалектика преходящего и вечного, невозможность существовать в измерении вечности “поверх барьеров” докучного исторического времени, необходимость научиться “читать” своё время по словарю культуры, а значит и “большого времени” (Бахтин), реальной, неконъюнктурной истории — так звучал пафос акмеистической традиции в 1970-е годы. Неоакмеизм не предполагал бегства из “безвременья” в иное, более благоприятное, историческое время, но напротив, он возвращал историческое измерение своей эпохе…
Источник:
https://lit.ukrtvory.ru/teoriya-literatury-chto-takoe-neoakmeizm-v-poezii/
Охарактеризуйте, пожалуйста, данное направление, хотя бы своими словами, чтобы было понятно. В чем разница между акмеизмом и неоакмеизмом? Два-три различия