Практически в каждой религии есть сакральный танец. Бесконечный путь приближения к божественной сущности через движения тела.
Сакральный танец – это выражение молитвы через язык тела. Молитва через танец открывает внутренние измерения движения, открывающие возможность внутренней трансформации.
Индийский танец в сибирском храме
Из Ветхого Завета мы знаем, что царь Давид молился посредством танца. Подобная молитвенная практика существует сегодня в Католической Церкви Индии.
Речь здесь идет не о балете, а о танцевальном искусстве, которое опирается на древнюю индуистскую традицию. Еще в VII в. до н. э. такой танец исполнялся в индуистских храмах и до IV в. до н. э. был основной формой почитания и прославления богов. Ко II в. до н. э. относятся тексты, в которых всесторонне рассмотрены и систематизирована все его элементы. Основным принципам, выраженным в этих текстах, следуют и современные исполнители классического индийского танца. Как и два с лишним тысячелетия назад, они считают себя инструментами, посредством которых творится молитва. Сегодня такая молитва возносится и в индийских христианских храмах. Христианское содержание в данном случае облекается в форму древнеиндийской дохристианской традиции.
Ритуальный танец и II Ватиканский Собор
До недавних пор танец в христианском храме был немыслимым явлением. Однако, когда II Ватиканский Собор признал инкультурацию важным условием развития Церкви в современном мире, и Католическая Церковь стала более открытой для местных культурных традиций, тогда классический танец, бывший на протяжении многих веков формой молитвы в индуизме, стал также частью христианского богослужения.
Танец исполняется во время таких торжественных и важных событий, как рукоположение священников, принесение монашеских обетов. Во время мессы эти танцы исполняются, чаще всего, на Рождество и Пасху. Причем для различных моментов литургии существуют различные танцы. Есть, например, танец на вход, предваряющий процессию священников, идущих к алтарю. Есть специальный танец на приношение Даров.
Cуфийские танцы — танцы дервишей. В Египте они известны, как танцы «танура» . В Турции увидеть настоящие пляски суфийских дервишей можно раз в году в городе Конья с 9 по 13 декабря. Дервиши съезжаются на могилу основателя ордена, поэта Джалаледдина Руми, где и происходит церемония. Сначала участники в белых кафтанах и красных фесках по одному проходят мимо шейха, который дает им тайные указания, а потом вступают барабаны и флейты, и дервиши начинают кружиться на месте, все быстрее и быстрее. Поднятая правая рука танцующего дервиша получает благословение небес, через опущенную левую руку это благословение передается земле…
Бхарата-Натьям. Из всех стилей индийского классического танца Бхарата-натьям считается самым древним. Бхарата-натьям - танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся девадаси в храмах Шивы. Само слово "Бхарата-натьям" переводится как "индийский танец".
Все движения в Бхарата-натьям исполняются строго по геометрическим траекториям, что придает танцу линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники. В древности эти движения носили характер магического