Морскими перевозками или морскими сообщениями принято называть грузовой или пассажирский обмен между районами (государствами), который производится по морским путям. Экономико-географические факторы, влияющие на формирование морских перевозок, вытекают из определения транспорта как сферы материального производства.
Основными из них являются: географическое размещение и уровень развития производительных сил, технико-технологические особенности производства, связанные с потреблением сырья, топлива и т. д.; баланс производства и потребления отдельных регионов (стран); взаимосвязь между отдельными странами, районами, отраслями производства; политические отношения между странами; неравномерность размещения природных ресурсов; уровень развития других видов транспорта.
Изучению морских перевозок всегда предшествует всестороннее изучение районов, тяготеющих к морским сообщениям, анализ экономических и географических условий возникновения грузо- и пассажиропотоков и их развитие.
Районы тяготения к морским сообщениям - территории, экономические связи которых обслуживаются морским транспортом. Ими могут быть как отдельные экономические районы, так и группы экономических районов одной страны, а также отдельные страны и даже континенты.
Районы тяготения могут непосредственно прилегать к морским побережьям (ближние) или выходить к побережью через другие территории (дальние), при этом основным районообразующим фактором является территориальное общественное разделение труда, специализация районов по определенным отраслям производства; внутрирайонные транспортные связи, экономические тяготения их к другим экономическим районам (странам).
При изучении районов тяготения следует рассматривать географическое положение территории, размещение промышленных и сельскохозяйственных центров с точки зрения их потребности в транспорте, наличие морских портов и их транспортных связей с центрами производства. Анализ районов тяготения производится с учетом факторов, влияющих на образование морских грузопотоков в/из данного района.
Грузопотоками называется количество данного груза, перевозимого в определенном направлении за единицу времени (характеризуется объемами и направлением, структурой и степенью равномерности).
Объем и направление - количественные и качественные характеристики, определяющие потребность в транспортных средствах и направлении грузопотоков, вид и район плавания, состав грузовых судов, потребных для перевозок.
Структура грузопотока- состав грузов, разных по свойствам и требованиям, предъявляемым к их перевозке. Структура грузопотока определяет конструктивные типы судов (качественный состав потребного для перевозки грузов тоннажа, организацию перевозок и технологию грузовых работ). Грузопотоки также характеризуются степенью равномерности, под которой понимается распределение грузопотока (по времени его возникновения и продолжительности действия). Они делятся на круглогодичные, сезонные и эпизодические.
остальное -
https://studopedia.ru/2_9286_obshchie-svedeniya-o-morskih-soobshcheniyah-i-torgovom-sudohodstve.html
2.Охарактеризуйте основные морские пути, их классификация.
3.Определите особенности морского транспорта, его преимущество перед другими видами транспорта.
4.Основные морские бассейны, международные проливы и каналы.
5.Проанализуйте влияние физических процессов в океане на судно.
6.Определите общие принципы в выборе оптимального морского пути.
7.Назовите основные морские пути в Атлантическом океане.
8.Дайте перечень навигационных пособий по морским течениям
9.Назовите основные морские пути в Тихом океане.
10.Тропические циклоны, особенности плавания в зоне их влияния.