Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Какие стадии эволюции описаны в Ригведе?

ЦИФРА Высший разум (485932), закрыт 14 лет назад
Лучший ответ
Аина Мудрец (18642) 15 лет назад
Ригведа — это и первоисточник первобытного космизма, поэтического видения Вселенной и управляющих ею законов, неисчерпаемого знания о запредельном мире Богов и обыденном мире людей, живших в той далекой эпохе, о которой иных устных и письменных свидетельств почти не сохранилось.
Считается — и не без оснований, — что именно в Ригведе содержится один из древнейших философских текстов, формулирующих систему взглядов на мир и его происхождение:



Тогда не было ни сущего, ни не-сущего;
Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним.
Что в движении было? Где? Под чьим покровом?
Чем были воды непроницаемые, глубокие?
Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было
Различия между ночью и днем.
Без дуновения само собой дышало Единое,
И ничего, кроме него, не было. <...>
Из чего возникло мирозданье, создал ли
[Кто его] или нет ?
Кто видел это на высшем небе,
Тот поистине знает. [А] если не знает ?

Здесь больше вопросов, чем ответов. Но от того древний текст еще больше становится близким современному человеку. Ибо сегодня нас так же, как наших прапредков, волнуют все те же вопросы. И все так же трепещет душа перед безднами мироздания.



Суть всего бытия - земля.
Суть земли - вода.
Суть воды - растения.
Суть растений - человек.
Суть человека - речь.
Суть речи - Ригведа.
Суть Ригведы - Самведа.
Суть Самведы - OM.

У любого гимна Ригведы — огненное начало. Все они пронизаны священным пламенем, вместе с которым устремляются ввысь, к Небу-Космосу, наши молитвы, наши помыслы и наши надежды. Ригведа — подлинная Поэма огня. Его отблески до сих пор полыхают в глазах и сердцах потомков ариев.

В одном из гимнов рассказывается, что весь многообразный мир произошел из Пуруши — первого человека, которого боги принесли в жертву, расчленив его. Из его частей возникли варны. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воины, правители, из бедер его были созданы вайшьи — земледельцы, из ног его были созданы шудры, которые должны были служить высшим варнам.

Еще один космогонический миф рассказывает о Дьяусе-питаре (Небо-Отец) и Притхиви (Земля-Мать) . До начала творения они были слиты воедино. Бог-творец разъединил их и поместил между ними воздушное пространство, создав три плана мироздания: небо, воздух и землю. Эта обычная космогоническая схема является общей и для других мифологий. В послеведийский период культ Дьяуса практически угас.
Надо заметить, что в Ведах не всегда возможно точно определить принадлежность богов к одной из трех сфер троичного представления мира.
В небесной сфере обитают солнечные божества, связанные с разными проявлениями Солнца и солнечного света:

НЕБО:
o Савитар («Побудитель» , «Порождающий» ) — животворящая сила Солнца, солнечная природа в целом
o Ашвины («Всадники» ) — защитники людей, те, кто охраняют и оберегают от несчастий
o Ушас (богиня зари) — отрывает врата свету, прогоняет мрак ночи
o Сурья (Солнце) — следует на колеснице, запряженной семеркой лошадей подобно Солнцу, совершающему свой путь на небе
o Пушан — олицетворяет Солнце в его путеводительном аспекте и т. д.

ВОЗДУХ:
o Индра (громовержец, воин, предводитель дружины девов)
o Рибху (божественный мастер)
o Вайю (бог ветра)
o Маруты (божества бури)
o Рудра (разрушитель и целитель, предтеча индуистского Шивы)
o Варуна (порядок и вселенский закон) — иногда принадлежит к небесной сфере, позднее стал ассоциироваться с океаном

• ЗЕМЛЯ
o Агни («Пожиратель жертвы» , «Принадлежащий всем людям» ) — бог жертвенного Огня, охраняющий и исцеляющий. Это второе по значимости божество после Индры (по числу посвященных ему гимнов)
o Сома (напиток бессмертия) — этот напиток принес людям с небес орел Индры
Остальные ответы
Николай Чуйков Мудрец (11790) 15 лет назад
Вопрос спорный, имею ввиду тех кто им занимается, но можно считать что где-то с 3100 года до н. э. до 1700-1100 до н. э. .
Т. е. с неолита до Бронзового века.
Лейна Мыслитель (6998) 15 лет назад
Ведийская эпоха. Индская цивилизация по неизвестным причинам приходит в упадок в начале второго тысячелетия до н. э. Вслед за этим в северную Индию вторгаются арийские племена. Конечно, это не было единовременное нашествие какой-то организованной военной силы, а было постепенное, растянутое на века, распадающееся на несколько волн проникновение племен – носителей протоиндоарийского языка, подобное тому, каким было много позднее проникновение славян из района Повисленья, Карпат и Среднего Приднепровья на обширные территории нынешней Европейской России, населенные тогда финнами, балтами и иранцами. Арии были воинственным народом, ведшим полукочевой образ жизни и занимавшимся, прежде всего, скотоводством; почитание богинь не было свойственно их патриархальному обществу (Древняя Индия, с. 72), свидетельство этому Ригведа.

Всех богинь, которых мы встречаем в Ригведе, можно разделить на три категории. К первой принадлежат богини, персонифицирующее природные явления и объекты: Ушас (заря, древнегреч. Эос) , Притхиви (земля) , Сарасвати (одноименная река) , Ратри (ночь) , Сурья (дочь Солнца) , Араньяни (лес) . Богини, относящиеся ко второй категории, символизируют абстрактные понятия: Адити (беспредельность) , Вач (речь) , Ниррити (смерть) , Рака (изобилие) , Синивали (подательница потомства) . Третью категорию составляют супруги богов, представляющие собой бледные и абстрактные образы, даже их имена производны от имен супругов: Индрани, Варунани, Агнайи (Кинсли, с. 17).

Самой популярной из богинь Ригведы была Ушас, олицетворение зари, и в то же время в общем плане она является божеством третьего ряда. Ушас посвящено в Ригведе 20 гимнов, в то время как богу грома Индре - 250, а богу огня Агни - около 200. Другие же богини на фоне богов-мужчин выглядят еще более бледно, так, Вач и Притхиви посвящено всего по одному гимну (Ригведа 1999 (1); Ригведа 1999 (2)).

Наиболее знаменитыми протошактистскими гимнами Ригведы являются Деви-сукта, Шри-сукта, Дурга-сукта, Бху-сукта и Нила-сукта. В этих гимнах Шакти восхваляется как великая сила, поддерживающая вселенную (Шивананда, с. 56). Самым популярным гимном является Деви-сукта (X, 125), в котором богиня Вач, персонификация священной речи, прославляет себя. Содержание его таково: богиня приписывает себе космогонические функции, она несет богов, т. е. служит им опорой, обитает на небе и на земле, ее лоно в водах, она распространяется по всем мирам, будучи единой. Вач наделяет богатством, силой и мудростью тех, кого любит, тех же, кто ненавидит брахманов, поражает стрелой из лука Рудры. Богиня вызывает словесные состязания и увлекает всех за собой. Надо отметить, что Деви-сукта отличается крайней формальной изощренностью (Мифы народов мира, т. 1, с. 219; Ригведа 1999 (2), с. 282, 523).

За Деви-суктой следует Ратри-сукта (X, 127), это единственный гимн в Ригведе, темой которого является прославление богини Ратри (Ночи) , сестры Ушас, и он же единственный, в котором упоминается слово "Шакти". В нем воспевается светлая, усыпанная звездами ночь, потому что ведийские арии боялись черной беззвездной ночи (Древо индуизма, с. 69; Ригведа 1999 (2), с. 284, 524).

В Ригведе присутствует образ парного божества Небо-Земля, в котором Небо выступает олицетворением мужского, а Земля - женского начала. Вместе они являются родителями всего сущего (ср. Илу и Асират западных семитов, Кукумац и Тепеу древних майя, Ранги и Папа маори, Уран и Гея древних греков) . При этом хотелось бы отметить гимн Бху-сукта, это уникальный в Ригведе гимн, ибо посвящен он одной Земле, а не парному божеству Небо-Земле. Здесь перед нами предстает архетипический образ Матери-Земли, олицетворения женского начала (Древо индуизма, с. 69 - 70; Мифы народов мира, т. 1, 178; Ригведа 1999 (1), с. 86, 570).

Таким образом в Ригведе мы находим самые общие предпосылки шактистского культа: концепцию космического брака (Небо и Земля) и прославление женского творческого начала.

Однако, хотя культ Богини-Матери и находил свое отражение в Ведах,
Источник: полностьюhttp://devayani.narod.ru/genesis.html
*SPACE* Искусственный Интеллект (260083) 15 лет назад
Ригведа
(«Книга гимнов» )
собрание преимущественно религиозных гимнов, возникших среди арийских племён в эпоху их переселения в Индию. Слагались на диалектах, объединяемых термином ведический Санскрит. Р. — первый известный памятник индийской литературы, наиболее древняя и значительная из Вед (См. Веды) . Окончательное оформление Р. принято относить к 10 в. до н. э. , но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Р. включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала) , древнейшие из которых 2—7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Р. не определяется) .
Гимны Р. — преимущественно молитвенные обращения к богам арийских племён. Воспеваемые божества олицетворяют разные явления природы; их образы отражают иногда очень ранние стадии мифотворчества. Часть гимнов не связана непосредственно с ритуальными целями, ради которых был составлен сборник в целом. Космогонические гимны (преимущественно в 10-й книге) свидетельствуют о начале развития философской мысли в Индии. Около 20 гимнов имеют форму диалога; в них усматривают зачатки драмы. Многие гимны содержат ценный исторический материал. Р. возникла как плод длительной традиции профессионального поэтического творчества. Её текст свидетельствует о высокой культуре стихосложения, о развитой системе выразительных средств поэтического языка. Р. ценна для изучения древнейшей мифологии и ранних этапов литературного процесса в Индии. В середине 19 в. исследование Р. послужило развитию сравнительной мифологии (М. Мюллер, Р. Рот и др.) . Более всего параллелей мифология Р. находит в «Авесте» (См. Авеста) , общее происхождение усматривается у ряда образов ведического и греческого пантеона (Дьяус — Зевс, Ушас — Эос, гандхарва — кентавр) , а также в мифах других индоевропейских народов.
Изд. : Die Hymnen des Rigveda. [Hrsg.] Th. Aufrecht, 3 Aufl., Bd 1—2, В. , 1955.
Переводы: Из области ведийской поэзии, Гимны. Пер. с санскр. Б. Ларина, «Восток» , 1924, книга 4; Ригведа. Избранные гимны. Пер. , комментарии, вступ. ст. Т. Я. Елизаренковой, М. , 1972; Der Rig-Veda. Aus dem Sanscrit ins Deutsche. Übersetzung von K. F. Geldner, Tl 1—4, Camb. — L. — Lpz., 1951—57; Rigveda-samhita. Transl. by Vallathol, v. 1—3, Travancore, 1955—57.
Лит. : Renou L., Bibliographic védique, P., 1931; Dandekar R. N., Vedic bibliography, Bombay, 1946.
В. Г. Эрман.

См. также в других словарях:

* РИГВЕДА — , "Книга гимнов", собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы на санскрите. Оформился к 10 в. до нашей эры. Самая древняя и значительная из вед, ценный источник по древнеиндийской истории и… (Современная энциклопедия)
* РИГВЕДА — - собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы. Оформился к 10 в. до н. э. Наиболее древняя и значительная из вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и… (Большой Энциклопедический словарь)
* Ригведа — - одна из четырех старейших частей Вед. Эта часть Вед имела особое значение в развитии древне-индийского умозрения. Именно в ней (и в ранних упанишадах) сложились такие понятия, как брахман и атман, рита, сатья, дхарма, карма, мокша, … (Религиозные термины)
* Ригведа — ( _sa. ऋग्वेद, IAST ṛgveda, «веда гимнов» ) собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы. Ригведа собрание гимнов на ведическом санскрите, входящий в число четырех индуистских… (Википедия)
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/127497/Ригведа
Уженок Гений (68340) 15 лет назад
Бог- индра. ему посвящена почти четверть гимнов ригведы. индра предстает творцом неба, солнца и зари. он благословляет певцов и поэтов, покровительствует воинам.
варуна правит богами и людьми, являясь хранителем дхармы- праведности. он-тот, кто установил весь миропорядок, разделил небо и землю. это в большей степени ночной бог, а днем его функции выполняет митра.
особа роль агни. он- единственный из бессмертных, который показывается смертным людям, присутствует среди них и связывает между собой мир богов и мир людей. гимны называют его джатавэдасом- "знатоком всех существ".огонь есть и в самом человеке- огонь бессмертия и божественности. мы видим этот огонь в пылающей речи риши, в огненной молитве жреца, в сияющем экстазе единения с беспредельным.

веды об эволюции человека

упанишады описывают эволюцию человека через 5 стадий, называемых "кошами" (вместилищами) :

аннамая- коша
пранамая- коша
маномая- коша
виджнянамая- коша
анандамая- коша

1.первая стадия аннамая- коша (вместилище, сотворенное из пищи) подразумевает стадию жизни, когда она проявляется в виде обмена веществ- строения и разрушения клеток в результате метаболизма и анаболизма. эти два химических процесса являются причиной зарождения жизни типа амебы. по терминологии упанишад, структура тела амебы- это и есть аннамая- коша.

2.при дальнейшем развитии жизнь приобретает дыхание. это вторая стадия жизни- пранамая- коша (вместилище, сотворенное из жизненной энергии) . однако, появление дыхания- это еще не полное проявление жизни.

3.когда появившаяся жизнь начинает думать, наступает третья стадия жизни- маномая- коша ( вместилище, сотворенное умом) .
жизнь развивается дальше, но современные йоги утверждают, что до сих пор она развита на земле только до этой стадии. впереди у нас еще две стадии:

4.виджнянамая- коша (вместилище, сотворенное из истинного знания) и

5.анандамая- коша (вместилище, сотворенное из блаженства) .
так же, как на стадии маномая жизнь должна думать, чтобы быть, так и после полного развития и достижения стадии анандамая жизнь постоянно пребывает в состоянии блаженства: нет ни печали, ни боли, ни каких-либо других отрицательных ощущений. на этой стадии завершается цель эволюции и, выражаясь языком упанишад, человек превращается в "дэвату"- божественное существо, закончившее цель своей эволюции в этом мире, и готовое перейти в другой, более высокий мир с другими пространственно- временными и духовными законами. каким же образом это достигается?

общеизвестно, что корни западной культуры берут начало в ведической мысли, и поэтому, если мы хотим внести в нашу жизнь как можно больше божественных качеств, то в первую очередь нам следует изучить веды.
всю нашу жизнь мы слышим, что божественная жизнь- это жизнь согласно указаниям священных писаний. люди на западе больше знакомы с библией и кораном. веды же большинство людей считают писанием, предназначенным только для индусов. но здесь происходит смешение понятий : вера индусов- это индуизм, а веды- достояние всего человечества, как и все другие священные писания. иначе библия была бы книгой только для евреев, а коран- священным писанием, предназначенным только для арабов. для жителей запада бывает настоящим откровением, когда они обнаруживают, как много ведических духовных истин почти дословно перекликаются с библейскими и кораническими.
Похожие вопросы