В январе 1936 года школьница по имени Эллис написала Эйнштейну письмо, в котором был поднят вопрос, верит ли он в науку и религию. Ученый быстро ответил на него.
"Ученые считают, что каждое происшествие, в том числе и человеческое бытие, обусловлено законами природы. Поэтому они не могут полагать, что на ход событий может влиять молитва, то есть сверхъестественное желание. Однако мы должны признать, что наше фактическое знание этих сил не отличается совершенством, так что, в конце концов, уверенность в существование Бога основывается на вере. Такая вера остается широко распространенной даже наряду с нынешними достижениями науки. Но также каждый ученый, который серьезно занимается наукой, убеждается в том, что в законах Вселенной проявляется некоторый дух, который значительно превосходит все законы человека. Таким образом, стремление к науке ведет к религиозному чувству особого рода, которое, безусловно, сильно отличается от религиозности простого обывателя. С сердечным приветствием, ваш А. Эйнштейн".
Пантеизм — основа мировоззрения Эйнштейна
В своем ответе гений в области физики намекает на свою приверженность пантеизу. Несколько раз он откровенно высказывал эту точку зрения, открывая свои мысли раввину Герберту Голдштейну: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в гармонии всего, что существует во Вселенной, а не в Бога, который заботится о судьбе и деяниях человечества». Ученый продолжал рассказывать своему интервьюеру, что он был «покорен пантеизмом Спинозы». Пантеизм Спинозы, который интересовал Эйнштейна, предполагает, что Вселенная идентична Богу. Такой Бог безличен и не интересуется человеческими деяниями. Все в природе сделано из того же фундаментального вещества, которое является производным от Бога. Законы физики абсолютны, а причинность приводит к детерминизму в космосе. Все, что происходит вокруг, было результатом необходимости, и это была воля Всевышнего. Для человека счастье следует из понимания космоса и осознания нашего места в нем, но оно не достигается молитвой, взывающей к божественному вмешательству. Верование Эйнштейна, хотя и не столь сильное, как религиозная преданность многих людей, было частью его возражения против копенгагенской интерпретации квантовой механики, поскольку, по мнению ученого, пантеистическая Вселенная действует на причинность, а квантовая механика — нет. Эйнштейн обвинил квантовых теоретиков Нильса Бора и Макса Борна в том, что они верят в «Бога, который играет в кости». Знаменитый ученый пытался пройти свой жизненный путь таким образом, чтобы доказать отсутствие свободной воли. Мировоозрение всех великих людей отличается сложностью Альберт Эйнштейн был пантеистом, который поддерживал определенные еврейские традиции. В это же время физик отмечал, что «с точки зрения иезуитского священника он, конечно, всегда был атеистом». Ученый предпочитал, чтобы общественность воспринимала его как агностика, а не как ненавистного воинствующего атеиста. Он считал людей, которые антропоморфизировали Бога, несколько примитивными. Этически он был светским гуманистом. Взгляд Эйнштейна на Бога, жизнь и Вселенную сложнее, чем взгляд людей, которые хотят причислить великого ученого к числу своих единомышленников. Преданность науке и разуму привела выдающегося ученого к рационалистическому мировоззрению Спинозы, а также к теории организованной религии. Его идеи заслуживают изучения, как и основы мировоззрения большинства гениев.
https://papeleta.ru/sinusitis/mif-o-tom-chto-einshtein-veril-v-boga-chto-einshtein-dumal-o/
— Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг)
Альберт Эйнштейн — физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии, Швейцарии и США. Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР.