Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

В чём заключалась знаменитая теория "трёх штилей"?

Руслан Садреддинов Ученик (177), закрыт 3 года назад
В чём заключалась знаменитая теория "трёх штилей"
Лучший ответ
чудо Высший разум (229970) 3 года назад
Теория «трех штилей» Ломоносова, нашедшая отражение в его «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке», помогла упорядочить русский язык. Ломоносов ввел три стиля (высокий, средний, низкий), каждый из которых имел ряд своих особенностей.
Высокий «штиль»
В области лексического строя языка высокий стиль предполагал использование общеупотребительных слов наряду с «не весьма обетшалыми» славянизмами. То есть русские слова сочетались с церковно-славянскими
Средний «штиль»
Сам Ломоносов называет этот «штиль» «посредственным». Пласт лексики среднего стиля включал нейтральную лексику, сочетающеюся с некоторыми славянизмами, а также с некоторыми просторечными словами. Неупотребительные слова и «весьма обетшалые» слова, по теории «трех штилей», отсюда «выключаются».
В жанровом отношении средний стиль включал в себя элегию, стихотворное дружеское письмо, театральное сочинение, эклогу, сатиру, описания «достопамятных дел», описания «благородных учений».
Низкий «штиль»
Низкий стиль в лексическом плане содержал общеупотребительные слова и просторечия. В данном стиле запрещалось использовать даже «презренные слова», так как, по М. В. Ломоносову, их нельзя было употреблять ни в каком стиле.
Жанры предполагались следующие: комедия, прозаическое дружеское письмо, эпиграмма, песня, описание обыкновенных дел.
Обобщение
Если говорить кратко о теории «трех штилей» Ломоносова, следует отметить ее значение: теория утвердила русскую основу русского литературного языка, а также стала шагом на пути к современной стилистической системе русского языка.
Остальные ответы
ирина Румянцева Просветленный (33103) 3 года назад
И Ломоносов пытается выстроить единую гармоничную систему. Так создается учение о трех штилях (стилях). Согласно этой теории, в литературе есть три большие области, три стиля, а именно – высокий, средний и низкий. Сама эта теория уже существовала в античной и средневековой традиции, но Ломоносов хотел приспособить ее для русского языка литературы.

С точки зрения Ломоносова, в литературе должно быть три стиля, которые будут различаться по пристойности материй. Пристойность означает уместность, а материя означает тему. Таким образом, тематика произведения влияет на выбор стиля, с помощью которого его пишут.

Высокая материя – повествование о государственном, героическом – требует высокого стиля, в нем приветствуется активное использование церковнославянизмов, торжественных, книжных слов.

Низкий же стиль предполагает включение разговорных слов.

Средний стиль допускает сосуществование разговорных слов и церковнославянизмов.

Важно, что стиль крепко привязан к определенному жанру и никакие отклонения не допускаются.

Жанры высокого штиля:

героические поэмы (крупное стихотворное произведение, повествующее о великих исторических событиях, военных подвигах, бесстрашных героях);
оды (стихотворение – похвала. Поэтическое прославление, посвященное человеку или событию);
«героические речи о важных материях» (трактаты и ораторские речи);
трагедии.
Жанры среднего штиля:

драмы;
сатиры;
эклоги (небольшие повествования о беззаботной жизни людей);
мемуары.
Жанры низкого штиля:

комедии;
эпиграммы (стихотворение-насмешка, в котором автор иронично высказывается по поводу человека или общественного события);
песни;
басни;
личная переписка.
Важная идея учения о трех штилях состоит в том, что основной корпус русского языка должны составить естественные, благозвучные и культурные, используемые сейчас слова. Церковнославянизмы и заимствования должны быть ограничены, они должны быть уместны.
Похожие вопросы