Top.Mail.Ru
Ответы

Составьте анализ по литературе по стихотворению "Властителям и судиям"

Составьте пожалуйста анализ стихотворения (не из интернета), хочу сравнить с моим. Вот план:
Т - тема (о чем?)
И - идея, главная мысль (для чего?)
К - композиция (о чем в каждой строфе говорится?; компоновка)
О - образы
Я - язык (художественные особенности)
Ж - жанр (жанровые особенности, почему принадлежит к этому жанру?)

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок

Главная тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей.
(Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других).

Идея- Поэт осуждает бездействие правителей, их равнодушие к бедам народов, которыми они правят, и предупреждает их об ответственности перед Божьим судом.

Композиция напоминает первоисточник – 81 псалом. Состоит из 7 четверостиший. Условно стих можно разделить на 3 части: Часть первая – напоминание правящему классу об их обязанностях перед простыми людьми. Горестное признание того, что властьимущие не оправдывают надежд и ждать помощи от них смысла нет, они слепы и глухи к чужим страданиям. Третья часть - возмущенное и гневное требование Божьего возмездия. Герой разочарован и бессилен. Его слова и эмоции вызывают сочувствие. Но в нем остается вера в торжество справедливости.

Образы-
В системе художественных образов оды можно выделить 4 группы:
•Бог.
•Земные правители; принцип антитезы;
•Лирический герой – автор (посредник между Богом и
земными правителями);
•Простой народ – люди, которые ждут помощи от властителей и судей, но не получают ее.

Язык- Державин упростил поэтический русский язык, добавив простую разговорную речь, которую могли понять обычные люди из народа. Стихотворение написано высоким сти­лем, который избирается автором не для восхваления царствующих особ, а для обличения и показа высокого назначения земной власти. Архаичная лексика (вос­стал, всевышний, сонм, взирать,
по­кров, исторгнуть, очеса, зыблет, внемли) придаёт торжественность выра­жению мыслей и чувств Державина. Торжественный стиль оды создается не только за
счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, обращений: "доколь вам будет щадить неправедных и злых?" ;
"Цари! Я мнил, вы боги властны..." ;
"Воскресни Боже! Боже правый!".
Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: "Ваш долг есть: сохранять законы..." ,
Ваш долг: спасать от бед невинных..." ;
"Не внемлют! Видят — и не знают! "
Все это придает стихотворению ораторское звучание.
Эпитеты: всевышний Бог, земной бог (метафорический эпитет, так как властители образно
названы земными богами),
боги властны, страстны, смертны; увядший лист.
Метафоры: "исторгнуть бедных из оков" - (освободить людей от оков нужды, бедности);
"покрыты мздою очеса"
("властители и судии» не видят беззакония, потому что мзда (взятка) отняла у них способность замечать несправедливость);
"злодействы землю потрясают";
"неправда зыблет небеса" (зыбить – колыхать, колебать).
Сравнения: "Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я".
"И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!"

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.