ГАЛИНА
Высший разум
(2407339)
3 года назад
В поэме решается самый главный вопрос о современности:
"Народ освобожден, но счастлив ли народ" и каковы пути,
ведущие к народному счастью.
Чтобы ответить на вопрос, Некрасов оглядывает всю Русь
и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос,
т. к. поэма была начата сразу после отмены крепостного права.
Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь
шла в народ, обретая счастье в служении ему, поэт пришел к
выводу: служить народу – и есть счастье.
Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова
поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.
О нём рассказывается в последней части, названной
"Пир на весь мир".
В главе есть три песни Гриши Добросклонова. Каждая из них – о народе.
Но только одна из них – особенно удалась, только одну он хочет "спеть
завтра вахлачкам", чтобы "поднялись" они "духом", – песню "Русь".
Само название позволяет воспринимать песню как итоговую в осмыслении
русской жизни. В ней поется о "загадочной" Руси, полной противоречий, –
"убогой и обильной", "могучей и бессильной". Но пафос ее – не в том,
чтобы утвердить мысль о сложности, о тайне русской души и земли,
а в том, чтобы воспеть пробуждение Руси.
Искра, возродившая Русь, была сокрыта в народной душе, в "золотом сердце"
народа, спасенном в рабстве, в"совести спокойной, правде живучей".
В песне Гриши народ уподобляется войску – "рати". Это определение
подчеркивает и единство народа, и его героический дух. Дело, которому
служит "рать", – мирное, оно уподобляется сбору зерна:
Встали – небужены,
Вышли – непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Каждое предложение в песне – звучит как лозунг, как утверждение.
И смысл лозунгов один: великая вера в будущее народа.
Песни Григория Добросклонова – это призыв к каждому русскому человеку,
в них звучат и боль, и надежда, и вера, и бессилие перед судьбой.
В песне"Русь" Григорий Добросклонов корит бессилие и не смиряется с
бездействием русского народа, он верит, что матушка-Русь "могучая" и
"обильная", но в то же время соглашается с тем, что она "убогая" и
"забитая".Автор песни не теряет надежды на то, что русский народ
сплотится и обретет "настоящее счастье" .
С его появлением в поэме звучит прямая авторская оценка. В его уста
автор вкладывает свои убеждения, свой вариант ответа на социальные
и нравственные вопросы, поставленные в поэме.
Реальным прототипом героя мог быть Н. А. Добролюбов.