


Сделайте Речеведческий анализ текста
(1) Осень в этом году стояла — вся напролёт — сухая и тёплая. (2)
Березовые рощи долго не желтели. (З) Долго не увядала трава. (4) Только
голубеющая дымка (её зовут в народе «мга» У затягивала плёсы на Оке и
отдалённые леса. (5) «Мга» то сгущалась, то бледнела. (б) Тогда сквозь неё
проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на
берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.
(7) Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал
осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же
сосуд. (8)Вода булькала, позванивала, журчала. (9)3вуки эти заполняли всё
пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.
(11) Я поднял голову. (12) Большие косяки журавлей тянулись один за другим
прямо к югу. (13) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим
золотом в затонах Оки, летели к тёплой стране с элегическим именем Таврида. (14)
Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(15) 3а несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал
попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-
нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и
безукоризненном произведении. (17) Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».
(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в
искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый
перелёт по неизменным в течение многих тысячелетии воздушным дорогам?
(20)Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21) Оттуда уже
сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.
(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим
слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.
По плану
План речеведческого анализа текста:
1 Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нём.
2 Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
3 Выделите микротемы, составьте план.
4 Укажите средства связи между частями текста.
5 Определите тип речи, стиль и жанр.
6 Укажите используемые стилистические средства.
7 Назовите особенности построения текста (его композиции).
—Алло, здравствуйте! Тут неподалёку, вперемешку с птичьим клёкотом и ненавязчивым шёпотом ветра, будто озаряя багрянцем зеленеющие волны берёзовой рощи, обдавая жаром словно летнее солнце в разгар знойного душного июльского лета, испуская лёгкую дымку подобно поднимающемуся туману от раскинувшейся глади озера на рассвете, распугивая лесных обитателей — работящих бобров, мудрых ежей и беззаботных свиристелей, догорает дом-музей Пришвина. Нет, высылать машину теперь уже не нужно.