ГАЛИНА
Высший разум
(2426903)
3 года назад
1.Через деревню Матёру, через старуху Дарью Распутин показывает свое беспокойство за судьбу сельского жителя и русской деревни беспокойство за наше будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об отношении к Родине. Жизнь деревни и ее жителей оборвалась бы неслышно, если бы не памятливая и неуступчивая старуха Дарья Пинигина.
Такие как она в каждом селе объединяют строгих и справедливых, под защиту которых "стягиваются слабые и страдательные". Она из "ранешных" людей,
которые "совесть сильно различали".
Ее богатство это трудовая жизнь, семья, дом, земля. Землю нужно сохранить, сберечь для потомков.
Именно Дарья чаще других обращается к Богу: "Прости нам, Господи, что слабы
мы, непамятливы и разорены душой".
Влияние Дарьи на односельчан велико и заслуженно.
Выступая хранительницей Матеры, Дарья поддерживает связь между разными поколениями людей – как ныне живущих, так и умерших. Героиня выступает в качестве посредника между двумя мирами: в трудную минуту она идет за советом
на кладбище. Дарья разговаривает с отцом и матерью и слышит в
"угадывающемся шепоте откуда-то издалека" их совет.
2-3. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших.
Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главнее.
А внук Андрей и вовсе не понимает о чём речь.
Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров.
Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение.
Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно.
Будет ли человек чувствовать себя хозяином на новой земле, сколько
поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с “почвой”?
Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою
жизнь с “прощания с Матерой”?
4.В центре эпизода проблемы расставания человека с родным домом;
уважение к родному уголку.
Свою избу перед поджогом Дарья убирает, белит и обряжает, как обряжают
покойника перед похоронами. Она оплакивает ее и прощается с ней всю ночь
накануне сожжения.
Для Пинигиной уборка избы перед сожжением – дело жизненно важное.
Старухе тяжело дается эта работа, но она не доверяет ее никому.
Конечно же, не могла героиня покинуть дом, не попив в последний раз
чая из любимого самовара. На чаепитие собираются Сима, Катерина и
Богодул. Закончив побелку и уборку, Дарья отправляется за ветками пихты.
Ею героиня наряжает дом изнутри. В избе "от пихты тотчас повеяло печальным курением последнего прощания".
Всю ночь она читала молитву, а утром собрала похоронное обряжение,
самовар и ушла, не оборачиваясь на дом.
4. Царский листвень– дерево, возвышавшееся над Матерой. Дерево-
полноправный герой повести, символ неувядаемости жизни.
Без него невозможно было представить остров.
На Матере существовало поверье, что Л. своими корнями держит остров.
Поэтому пока будет жив он, будет стоять и Матера.
Мужики из санитарной бригады решили уничтожить Л., облив его бензином,
Но дерево не загорелось, оно как будто и не заметило полыхавшего под
ним огня.
Вторая попытка мужиков тоже обернулась неудачей. После этого было
решено срубить Л., но ни топор ни бензопила не смогли одолеть богатыря.
Л. остался стоять, оберегая Матеру до последнего, и погиб вместе с островом,
уйдя под воду.
Повесть Распутина высвечивают болевые точки современности, среди
которых самой тревожной является проблема оскудения человеческой
духовности; ослабление памяти народной, личной - родовой, связанное с уходом человека с родной земли.
В повести четко обозначено противоречие необходимости (строительство гидроэлектростанции) и необходимого (нравственное, духовное
самосохранение человека) .
3) В чем смысл спора Дарьи с внуком?
4) Зачем автор подробно описывает обряд прощания героини с родной избой?
4. Какой символический смысл вкладывает писатель в образ «царского лиственя»? Докажите свою точку зрения. Какую роль играет образ Хозяина? Прокомментируйте финал повести. Основная идея повести: прощаясь - сохрани