Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». Приемы комического в повести.

галина зубакина Ученик (113), закрыт 1 год назад
Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». Приемы комического в повести.
Лучший ответ
Эрлена Воронцова Ученик (208) 1 год назад
С первыми впечатлениями Гоголя от пребывания в Петербурге связаны и так называемые «петербургские повести » - « Невский проспект» , «Нос» , «Портрет» , «Шинель» , «Записки сумасшедшего» , опубликованные в разное время. Сложилась практика называть пять из повестей, напечатанных в томе собрания сочинений, «петербургскими» .
А теперь перед нами Невский проспект - «всеобщая коммуникация Петербурга» , В начале одноименной повести показана жизнь этой главной улицы главного города во всякое время суток. Картина полна движения, но у каждого лица и у разных «кругов и кружков» свое перемещение в свои часы; все объединяются только местом - Невским проспектом. Читая Гоголя, мы замечаем, как часто встречаются у него обобщения: «все» или его любимое «все что ни есть» . Можно сказать, что это понятие было формулой его идеала, его представлением о чем-то гармоничном и целом. В народном мире «Вечеров» и «Тараса Бульбы» это гоголевское «все что ни есть» звучит возвышенно - здесь оно охватывает как бы единую грандиозную личность целого коллектива. Но вот Гоголь стал измерять свой Невский проспект этой меркой, и она наполнилась пустотой, а всеобъемлющее словно стало раздутым и комическим. Оно теперь осветило внутреннее строение социально и человечески разобщенного петербургского мира.
В повести « Невский проспект» изображен Петербург дневной и ночной. Днем это «главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой - греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая - пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку…» .
При вечернем освещении Невский проспект выглядит иначе. «Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет»] . От уличного фонаря уходят, каждый в свою сторону, художник Пискарев и поручик Пирогов, оба мелкие неудачники. Один расстается с жизнью, другой легко забывает стыд и позор за пирожками в кондитерской и вечерней мазуркой. Выдающиеся критики и писатели того времени, например, Белинский, Аполлон Григорьев и Достоевский, - люди несходных убеждений - одинаково восторгались гоголевским Пироговым как бессмертным образом пошлости (пошлости в смысле бездуховности) .
Художник Пискарев мечтает о возвышенной красоте, а сталкивается с той же пошлостью, но в другом роде - с уличной женщиной. Гоголь изображает картину ночного города, как он чудится устремившемуся за своей мечтой художнику: «Тротуар несся под ним, кареты с скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз» .
Ночному Петербургу принадлежит и мечта Пискарева - его прекрасная дама, так жестоко обманувшая его эстетические иллюзии. «О, не верьте этому Невскому проспекту! - восклицает автор в конце повести. - Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете» .
Лирические или авторские отступления особенность всей прозы Гоголя. В каждой повести можно найти подобные отступления.
Остальные ответы
Liudmila Sharukhia Высший разум (184659) 1 год назад
1.Типичной комической ситуацией является ситуация "обратимости" или "замкнутого круга", в результате которой персонажи в конце интриги возвращаются к своей начальной точке.Прием "обратимости" положен Гоголем в основу сюжета "Шинели": бедный чиновник Башмачкин, которому путем огромных усилий удается сшить себе новую шинель, остается в конце повести в том же ветхом и дырявом "капоте", в котором читатель застал героя в самом начале.
2.Для усиления комической ситуации Гоголь часто использует прием комического преувеличения, благодаря которому данная ситуация становится гротескной. Например, в повести "Нос" развивается гротескная комическая ситуация; фабула представляет собой фантастическую и невероятную историю, в которой персонаж Ковалев просыпается без собственного носа, и все его дальнейшие действия направлены на поиски пропажи, в то время как нос свободно разгуливает по Невскому проспекту.
3.Для Гоголя "Невский проспект" – главный действующий персонаж: со своим лицом, манерами, привычками, характером.
Герои повести – поручик Пирогов и художник Пискарев. Они не друзья, поскольку совершенно разные по мировосприятию. И Гоголь умело подчеркивает этот антагонизм: один – комический персонаж, другой – фигура трагическая.
4.Белинский писал, что после прочтения повестей Гоголя “комическое воодушевление всегда побеждается чувством грусти и уныния”. Это и есть знаменитый гоголевский “смех сквозь слезы”.
Похожие вопросы