Неофициально серию банкнот образца 1997 года на Гознаке называют «от Москвы до самых до окраин» . Задумана она была еще в ельцинские времена. Парадоксально, но первым идею печатать на деньгах архитектурные памятники городов России высказал в телевизионном интервью самый известный фальшивомонетчик страны Виктор Баранов. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге был и остается символом Российской империи - в нем расположена царская усыпальница. Дизайн новых денег разрабатывал заслуженный художник России Игорь Крылков. Он мечтал поместить на деньгах портреты выдающихся соотечественников — так, как делают во многих странах. Но Центробанк предложил иную идеологию.
Художникам приказали нарисовать на деньгах не просто архитектурные памятники. Был назван перечень мест, которые считаются святынями православия[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]Часовня Праскевьи Пятницы - святой, которую на Руси почитали как покровительницу семьи и домашней живности. Соловецкий монастырь называют и символом ГУЛАГа, но для верующих это прежде всего величайшая православная святыня. Храм Иоана Предтечи в Ярославле считается культурным памятником мирового значения. Единственное исключение - сторублевый билет. Его придумали и утвердили еще до появления религиозной концепции денег. Но изображение Большого театра в Москве вряд ли можно считать абсолютно светским - ведь на купюре изображен древнегреческий покровитель искусств бог Аполлон На модифицированных в 2004 году билетах изображены только те города, ко торые в Великую Отечественную не были захвачены врагом. В Московской патриархии подтвердили, что Русская православная церковь принимала участие в выборе символики для российских денег. По мнению ученых, символика нынешних российских денег благоприятна для страны и ее граждан. - В узоре на пятисотрублевой банкноте очень легко угадывается сходство с иконой «Неопалимая Купина» , -говорит Михаил Калюжный. - В иконографии этот символ означает Бога. -На 50 рублевой купюре У женжины символизирующей Неву на правой ноге Шесть пальцев !!! На куполах Соловецкого монастыря нет крестов И кораблики такие не плавали - см купюру 500 рублей
Источник: Подробности в комментариях -прочтите интересно!!!!
Новая банкнота удобна для взяток утверждает (Игорь Елков. Деловой Вторник. Москва. 25.03.1997). Правда, после столь интригующего вступления он вдруг переключился на соловецких граждан: "Оборотная сторона медали, то есть купюры. Соловки. На островах смехотворные оклады, но довольно высокий районный коэффициент - 2,2. В целом соловецкому учителю положено около двух купюр в месяц. Одной полумиллионной денежкой можно выдать получку сразу двум нянечкам детсада. Зарплата водопроводчика и слесаря - чуть побольше учителя, но тоже в пределах двух купюр. Но вот беда: бюджетники Соловков от вида "старых" купюр почти отвыкли. Коммунальщикам задерживают зарплату с марта (!!!) прошлого года. Так что увидеть свой кремль на новой банкноте в этом году островитянам удастся едва ли.".
Andreus-ПАПА-Ndrey
Гений
(75091)
Центральный банк не хочет менять дизайн...
Диаз Замилов (Деловой Липецк. Липецк. 07.10.1997) рассказал, что в России наблюдались неприятные для ЦБ РФ разговоры о том, что на одном из рисунков недавно выпущенной в обращение 500-тысячной рублевой банкноты, оформление которой навеяно архангельскими мотивами, изображен памятник императору Петру Первому, на самом деле установленный в Таганроге.
Надо полагать, разрабатывая дизайн новых российских денег, в Центробанке хотели напомнить гражданам средствами искусства о величии России. А получилось... как всегда.
Единственной априорной ценностью остается история государства как таковая, как символ того, что государство существует не на пустом месте. Особенно значима история, запечатленная в камне и бронзе, "вечная", в отличие от истории смертных личностей, ведь и в целом для русской ментальности характерно пренебрежение бренным и личностным во имя непреходящего и общего: русские плохо знают свою родословную, фамильные реликвии редко хранятся дольше трех поколений и т. п. Таким образом, остается только одна возможность - выстроить иерархию именно культурно-исторических артефактов, используя географическое пространство России как базовую константу в новой аксиологической системе. Архитектурно-территориальный принцип становится механизмом, который структурирует распавшуюся на фрагменты российскую культурную субстанцию. Этим определяется почти полное отсутствие на банкнотах изображения живых людей или их портретов. Если же и встречается редкая отсылка к какой-либо исторической личности (например, Петру I на 500-рублевой банкноте) , то она реализуется как образ памятника (то есть образ образа) , а не самой личности. Это связано с постулированием ищущей себя культурой не личностных качеств, а обобщенных идей, и, следовательно, при несомненном мифологическом налете, существующем в портретном образе, последний еще в достаточной мере адекватен прототипу и непригоден для реконструкции идеальных концептов.
Рассмотрим подробнее каждую из банкнот:
Символично, что деноминационная денежная реформа 1997 г. изъяла эту купюру из обращения (1 тысяча превратилась в 1 рубль, который стал металлической монетой) . Можно сказать, что краеугольный камень парадигмы был из-под нее выбит, что в едином культурно-политическом поле соответствует ослаблению российских позиций на Тихом океане (сокращение Тихоокеанского Флота, колоссальные экономико-технологические проблемы Дальнего Востока, определенные шаги в сторону признания территориальных претензий Японии в отношении Курильских островов) .
На широком купонном поле - изображение головы памятника Ярославу Мудрому, установленного в г. Ярославле, на узком купонном поле - число 1000.
Банкноты, расположенные в порядке возрастания их номинала от 100 до 5 000 рублей, дают следующую иерархию репрезентированных на купюрах российских городов:
Но иерархический принцип сам по себе не мог быть отброшен, так как в России он имеет глубокие корни и все наиболее стабильные (с точки зрения государственности) периоды российской истории относятся именно к временам его наиболее полной реализации, независимо от вида иерархии, монархическая или коммунистическая.
Дензнаки всегда, кроме основного назначения, доводят до общества идеологию государственных ценностей. А некоторые страны таким образом еще и напоминают своим гражданам, кто ими правит. Здравствующих властителей изображают на деньгах в двух случаях: либо это диктатор вроде Туркменбаши, либо монарх, как английская королева Елизавета. В России монархов стали рисовать на купюрах после 1866 года. Самые крупные из них — сотенные «катьки» и 500-рублевые «петрушки» были изготовлены в честь Екатерины II и Петра I. Первые золотые и серебряные монеты с портретом властителя появились еще при киевском князе Владимире Святославиче в Х веке. Последним у нас изобразили Владимира Ленина. После распада СССР «денежные» портреты исчезли, их заменили знаменитые города. На банкнотах красуются Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Архангельск, Ярославль, Великий Новгород и Хабаровск.
Источник:http://www.kupury.narod.ru/ последним денежным “портретом” у нас тоже стал Владимир… Ленин. Будет ли другой Владимир, станет ясно скоро — в 2012 году. А пока все помнят профиль Ильича в овале. Кстати, поместили его туда только через 13 лет после смерти вождя. А орел-то — голый После распада СССР портреты исчезли. Хотя вроде кандидатов предлагали много: Пушкин, Толстой, Чайковский, Репин, Суриков или что-нибудь поновее — Юрий Гагарин, Лев Яшин, шахматист Алехин. А сколько великих ученых, конструкторов… А у нас просто — пейзажи. Плотины, церкви, театры. “Живых” портретов нет, разве что только каменные изваяния. Например, памятник Ярославу Мудрому, который, впрочем, княжил не в Ярославле, а в Киеве (на Украине он тоже на купюре) , и Петру Первому — но не в Петербурге, а в Архангельске. Теперь вот будет памятник Муравьеву-Амурскому работы Опекушина в Хабаровске. А вот с госсимволами уж совсем плохо. На нынешних рублях — эмблема Банка России, которая выглядит не иначе как профанацией нынешнего Герба РФ. Сия двуглавая птица, напоминающая герб России времен Керенского, изображена без корон, лент, скипетра с державой и даже без геральдического щита с Георгием Победоносцем. А ведь именно по этому “ощипанному цыпленку” о символах России будут судить не только иностранцы, но и маленькие россияне. Че Гевара, Георгий Димитров, Иосип Броз Тито, Клара Цеткин, Сухэ-Батор, Хо Ши Мин — все эти левые лидеры раньше, а некоторые и сейчас красуются на деньгах. А Маркс и Энгельс успели побывать на деньгах ГДР. Наибольшую “международную любовь” вызывает борец за независимость южноамериканских колоний от Испании генерал Симон Боливар, чей портрет — на купюрах многих стран этого региона. Но все меняется. Даже китайцы начали обсуждать возможность заменить на отдельных банкнотах портреты Мао Цзедуна на изображения архитектора реформ Дэн Сяопина и первого чрезвычайного президента КНР Сунь Ятсена. У нас тоже есть аналоги — Гайдар и Ельцин. Вот только вряд ли россияне захотят их там увидеть. А кого — история покажет.
Заплатили мэры городов Совету Директоров Банка России что бы изобразили их город ( кроме Москвы и Питера ). Я банкноты собираю, но нигде нет информации - почему именно эти города, какие были варианты эскизов, дизайна. Художнику приказали и всё ! Вопросы " почему " - народу знать не обязательно.