Top.Mail.Ru
Ответы

Поэма "Медный всадник"

Назовите эпизоды поэмы, в которых описаны завязка действия, его кульминация и развязка. Обоснуйте своё мнение.

Дата
Популярность
Аватар пользователя
2 года назад

Обрамляющие элементы поэмы – пролог (вступление)
и эпилог.

Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить: "На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…"
Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
К сюжету вступление невозможно отнести.Это не экспозиция, а мощная прелюдия, резко контрастирующая с системой образов, интонацией, настроением с повествованием об "ужасной поре".
Однако вступление чрезвычайно важно для понимания композиции и всего смысла поэмы Пушкина.
Главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы.
Зачем же нужен этот контраст? Какова его смысловая нагрузка?
Через всю поэм через весь её образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра(Петр живой, мыслящий, "мощный властелин судьбы" -
и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние);
два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, -и безумец, поднявший руку на "строителя чудотворного");
две Невы (украшение города," державное теченье" - и главная угроза городу и жизни людей);
два Петербурга ("Петра творенье","юный град" - и город углов и подвалов бедноты, город-убийца).
В этом двоении и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина -мысль о человеке, его само ценности, будь то Петр I или Евгений.
Медный всадник противостоит и живому Петру как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности.
Пушкин с Петром против Медного всадника и Евгений против Медного всадника.
Для усиления этой мысли поэту необходимо было гениальное вступление в поэму.

Завязка сюжета (линия Евгения) завязывается в 1-й части.
Евгений живет на окраине Петербурга, в Коломне,мечтает о будущем семейном счастье со своей возлюбленной Парашей, переживает, что из-за наводнения он с Парашей будет "дни на два, на три разлучен".

Кульминация-наводнение, гибель Параши.

Как только стихия утихла, Евгений направляется к месту,
где жила Параша. Увы! Она погибла, дом ее снесен; происходит
ложная кульминация.
Разум Евгения не выдерживает; обезумев, он невозвращается к себе на квартиру и бродит, как юродивый, по площадям столицы.
Это- ложная развязка.
Ложная – ибо однажды мысли вдруг страшно прояснились в нем.Евгений вспомнил, как "потоп играл", и себя "на звере мраморном верхом", и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ответственность за Россию в поэме Пушкина несет не только Петр Великий, но и Евгений, представитель того сословия, на котором искони лежал тяжелый
труд государственных забот.Потому и бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающего
кумиру на бронзовом коне, - бунт бессмысленный и наказуемый.
Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами.
В поэме два плана и оба истинные.Для Пушкина были одинаково достоверны и
деяния Петра Великого, и страдания Евгения.

Развязка тоже двойная: в бытовом плане-сумасшествие Евгения и в социально-политическом-бунт Евгения против Медного Всадника и результаты такого протеста.

Не привнося в поэму ни малейшей фантастики, посредством художественных приемов, среди которых виднейшее место занимают приемы композиционного параллелизма, композиционных соответствий и перекличек, поэт сближает,
переносит как бы в одну художественную плоскость человека и статую -
Евгения и монумент Петра.И это сближение проводится Пушкиным на всем протяжении поэмы - с самого ее начала, с первых же строк вступления,и до самого конца.