Исаак Асхазий. Моисей. 1884 г.
Моисей, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян
Находясь в Венеции весной 1881 г. , художник посвящает все свое время изучению манеры Тициана, Тинторетто, Веронезе. Затем через Падую, Флоренцию и Болонью, в декабре 1881 г. он прибыл в Рим. Попав под влияние великих венецианских колористов, Аскназий начинает обращать пристальное внимание на цветовое решение этюдов и картин.
В 1884 г. вместе с В.Е. Савинским они посетили выставку в Турине, а затем и парижский Салон, побывали в мастерской М.М. Антокольского.
В сентябре 1885 г. Аскназий отчитывается перед Советом Императорской Академии художеств, вынеся на его суд работу –"Моисей в пустыне”. Совет нашел, что пребывание за границей во многом способствовало развитию его художественного таланта и одобрил исполнение картины «Моисей в пустыне», помещенной на академическую выставку 1885 г., понравился и президенту Императорской Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу, лично выразившему свое одобрение автору во время посещения экспозиции.
Над картиной «Моисей в пустыне, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян» живописец начал работать в Риме в марте 1882 г. Он выбрал сложный психологический момент, требовавший от Моисея концентрации воли и уверенности в правильности избранного им пути, необходимые перед его разговором с фараоном Египта. Умело построив композицию, художник продемонстрировал не только владение рисунком, но и свои достижения в области пленэрной живописи, результаты длительного совершенствования в колорите. В 1885 г. после долгих переговоров произведение было приобретено П.М. Третьяковым для его галереи. В собрание Научно-исследовательского музея Российской академии художеств картина была передана из Третьяковской галереи в 1950 г.
Произведение очень интересно и продуманно с точки зрения композиции. Так, фигура пророка находится на переднем плане и возвышается над горизонтом. Это придает монументальность и величие образу Моисея. Художник выбрал достаточно сложный момент, в котором испытывалась вера избранного Богом предводителя израильтян. Непростое решение требовало от него уверенности в правильном пути и смелости. Задумчивый взгляд Моисея, движение руки, которой он касается бороды – всё это показывает, насколько глубоким был его внутренний диалог.
Моисей окружён стадом овец, что довольно символично. Так же как он пас и направлял этих животных в поле, предстоит ему и сопровождать израильтян в Землю обетованную. Исаак Львович, создав это полотно, проявил себя не только как тонкий психолог, но и как прекрасный пейзажист. Мягкие и спокойные оттенки природы, неба, плавные переходы – результат усердного совершенствования художника в использовании красок. Его работа позволяет прочувствовать, какие сомнения и трудности преодолевал Моисей в разговоре с Богом о будущем израильского народа.