Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Какую основную роль играла музыка в древнем Китае?

Екатерина Мелехина Ученик (109), закрыт 4 года назад
Какую основную роль играла музыка в древнем Китае?

- Эстетическое наслаждение

- Выражение собственных эмоций

- Формирование характера
Лучший ответ
Juicy Fruit Искусственный Интеллект (103751) 12 лет назад
Для древних китайцев музыка была самым непосредственным и полным выражением не только гармонии мировых стихий, но и высокой миссии человека восполнять, приводить к завершению "работу Небес". Музыкальное искусство воспринималось не просто как подражание природе, но прежде и превыше всего как могущественное средство воздействия на природный мир, и более того, - нравственного воспитания народа. Древние китайские книги изобилуют рассказами о музыкантах, которые могли своим искусством вызывать ураганы, грозы, ускорять созревание посевов, изменять настроение слушателей и т. д. Музыка была частью календаря царских ритуалов и земледельческих работ в империи. Соблюдение правильной музыкальной гармонии считалось делом большой государственной важности, за этим следили специально назначенные придворные церемониймейстеры. Мудрым царям древности китайцы приписывали изобретение музыкальных жанров, воплощавших различные аспекты праведного Пути. Так, Желтый Владыка* создал музыку, выражавшую "общее благоденствие", Яо - музыку, способствовавшую росту всего живого, Шунь - музыку, представлявшую "всеобщее согласие" и т. д. Конфуций же считал музыку внутренним образом ритуала, началом духовного совершенствования. Согласно Конфуцию, ритуал устанавливает различия между людьми, музыка же людей соединяет.

Теория музыки в Китае развилась на основе представлений о резонансах и созвучиях, свойственных полю мировой энергии (ци) . Китайцев нисколько не удивляло то обстоятельство, что разные музыкальные инструменты и даже обыкновенные предметы могли откликаться на звук определенной высоты, ибо теория резонанса была органической частью учения о всепроникающих токах "жизненной энергии". Более того, поскольку для китайцев мудрость сводилась к способности воспринимать тончайшие колебания ци, считалось, что правильное звучание музыкальных инструментов или, как говорили "чистый звук" очищает слух и проясняет зрение, позволяя постичь сокровенное и недоступное восприятию обыкновенных людей. По преданию Конфуций, разучивая одну старинную мелодию, смог под конец воочию представить себе её создателя - основоположника чжоуского царства Вэнь-Вана. Знаменитому музыканту древности Боя приписывалась способность посредством игры передавать слушателям не только свои чувства, но и образы, возникавшие в его воображении. С представлением о музыке как воплощении духовной энергии связана и распространенная в древнем Китае практика гадания об исходе предстоящей битвы по звучанию бамбуковой дудки. Вслушиваясь в звуки своей дудки, гадатель определял состояние "жизненной энергии" неприятельского войска и предсказывал результат сражения или даже целой военной кампании.

Китайские знатоки музыки единодушно называют главным достоинством музыки "размеренность" или "гармоничность" звучания. Среди тонких ценителей музыки концерт мог ограничиться исполнением одной единственной ноты, демонстрирующей правильно подобранную гармонию всех инструментов. Эта любовь древних китайцев к включению звуков в единый гармонический строй, к соразмерности звуков (а равным образом чувств, жестов, мыслей и пр. ) означала, что китайские поклонники изящного видели в музыке средство не возбуждения, а напротив, контроля, сдерживания чувств. По этой причине музыка считалась средством - и при том главнейшим - нравственного воспитания и совершенствования. Именно музыка была призвана внушать людям главнейшие добродетели - "искренность", "справедливость", "покой" и проч. Оттого же в китайской музыкальной традиции основное внимание уделяется ритму, тогда как мелодия и тональность далеко не так важны, как в западной музыке.

С глубокой древности в китайской музыке были приняты пять основных нот: гун, шан, цзяо, чжи и юи. Они примерно соответствовали западным нотам до, ре, ми, соль, и ля. Разумеется пять нот имели множество соответствий в рамках теории пяти мировых фаз (сезоны года, стороны света, моральные качества, цвета, вкусовые ощущения и т. д.).
Остальные ответы
Похожие вопросы