Top.Mail.Ru
Ответы

Кому Пушкин посветил стихотворение "Узник"?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок

Стихотворение «Узник» было написано во время южной ссылки поэта, в Кишиневе, вскоре после посещения А. С. Пушкиным кишиневского острога, во дворе которого жили два ручных орла.
Чтобы они не могли улететь, им подрезали крылья.
Для него странно было видеть этих царственных гордых птиц в неволе.
Им и было посвящено стихотворение.

Аватар пользователя
Высший разум

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.
https://kickscontest.ru/analiz-stihov/aleksandr-sergeevich-pushkin-uznik.html

Аватар пользователя
Просветленный

В огромной исследовательской литературе о лирике Пушкина мы найдём достаточно много высказываний об «Узнике», но почти нет специальных работ, посвящённых этому стихотворению. Исключением являются интонационно-тематический анализ Е.Тудоровской1 и историко-литературное исследование В.Кошелева2, известного и авторитетного специалиста по русской литературе пушкинской эпохи.

Как историк литературы В.Кошелев изучает и сопоставляет конкретные факты, связанные с историей создания и публикацией этого “загадочного”, по его мнению, стихотворения. «Узник» впервые был опубликован в 1832 году, в разделе «Разных годов», в составе третьей части прижизненного пушкинского собрания стихотворений. Исследователь из Великого Новгорода ставит под сомнение точность указания самого поэта на время и место создания: “Кишинёв. 1822” — и вполне обоснованно задаёт вопрос: “Но почему Пушкин за десять лет не опубликовал этого текста?”

Результатом его кропотливой исследовательской работы стали следующие выводы: в 1832 году Пушкин переработал черновой вариант текста, который должен был стать частью романтической поэмы о Вадиме Новгородском, поэмы, над которой поэт работал в конце 1821-го — первой половине 1822 года; именно поэтому “Пушкин так долго не публиковал этого стихотворения: поначалу он просто не воспринимал его как «самостоятельный» сюжет, и лишь десять лет спустя, когда сам замысел произведения о Вадиме стал ощущаться чем-то «давнопрошедшим», наткнувшись в старой рабочей тетради на этот отрывок, счёл возможным чуть переработать его…”

Утверждая, что “явно противоречива и затемнена семантика стихотворения”, В.Кошелев заключает: “…Если мы представим пушкинское стихотворение «Узник» как одну из вариаций на тему замысла о Вадиме Новгородском, представляющую собой символический «сон» героя у символической «гробницы Гостомысла», то всё в этом стихотворении становится «на места»… всё оказывается вполне уместным в ситуации фантастического «сна»…”

Решающим в гипотезе учёного является факт записи поэтом на одном листе черновика стихотворения и фразы: “Вадим — в мрачную ночь сокрытый у Гробницы Гостомысла”, — фразы, которая “традиционно рассматривается исследователями как набросок плана пушкинского замысла поэмы (трагедии?) о Вадиме Новгородском”. Историк литературы, опираясь на конкретные факты, на наш взгляд, приходит к неожиданному и парадоксальному выводу: истинный смысл стихотворения (опубликованного автором как самостоятельное произведение и именно так до сих пор и воспринимаемое читателями) открывается только при условии, если мы будем рассматривать его как часть другого, ненаписанного произведения.

Такой подход нам представляется неубедительным. Исследователь почему-то совершенно не учитывает очень важный “факт”: «Узник» написан редким у Пушкина трёхсложным размером — четырёхстопным амфибрахием, а отрывок из «Вадима», включающий три реплики — Вадима и Рогдая, — александрийским стихом (шестистопным ямбом с обязательной цезурой после третьей стопы и смежной рифмовкой)
Вспомним идеальное определение поэзии, данное Пушкиным в «Евгении Онегине»: “союз волшебных звуков, чувств и дум”. Именно в такой последовательности мы часто и воспринимаем стихи: сначала как звуки, мелодию, музыку, которая вместе с художественными образами вызывает у нас определённые эмоции, чувства, ассоциации, а только затем начинается процесс осмысления “дум”.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: “Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..”

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект

мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Аватар пользователя
Ученик

Тебе кроме Пушкина никто не ответит. Откуда кто знает что у него на самом деле было в голове?