Денис Васильевич Давыдов, стихотворение листок, анализ
План анализа стихотворения (9 класс) 1. Денис Васильевич Давыдов и Листок. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет… 4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…). 5. Тема, идея стихотворения. 6. Образы стихотворения. 7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор): Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении: 1. эпитет - художественное определение; 2. сравнение – сопоставление предметов и явлений; 3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 4. ирония - скрытая насмешка; 5. гипербола - художественное преувеличение; 6. литота - художественное преуменьшение; 7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека; 8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»); 9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин); 10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Стилистические фигуры: 1. повторы (рефрен); 2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 3. антитеза (противопоставление); 4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный); 5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: 1. аллитерация - повторение одинаковых согласных; 2. ассонанс - повторение гласных; 3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы). 8. Стихотворный размер: А) двусложные размеры: '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей; _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб; Б). трехсложные размеры: '_ _ _ дактиль; _ _' _ амфибрахий; _ _ _' анапест. _ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере) В). верлибр (свободный или белый стих) 9. Рифма: аабб - парная; абаб - перекрестная; абба - кольцевая. 10. Образ лирического героя, авторское "Я". 11. Цветопись. 12. Ваши впечатления о стихотворении.
Стихотворение "Листок" написано в расцвете сил и творческого пути Д.Давыдова. Произведение короткое – всего 14 строк, но автор вложил в них глубокий смысл.
Произведение является бессюжетным . Оно представляет собой обращение автора к листу и ответ ему.
Тема стихотворения- власть рока над людьми.
Идея стихотворения
В реальном мире для лирического героя нет места, потому что миром правит рок.
Ношусь я, странник кочевой,
Из края в край земли чужой;
Несусь, куда несет суровый,
Всему неизбежимый рок.
Линейная композиция: чувства усиливаются, действия идут вперёд.
В основе композиции стихотворения – антитеза.Ассоциативное противопоставление: дуб родимый и могучий – листок, пролетный гость степи широкой. Вид несущегося листка рождает в сердце лирического героя сочувствие, понимание трагичности оторванности.
Образная система
Образная система строится на синонимическом единстве трех образов: листка, лаврового листа, розового листочка. Эти образы зримо создают одноплановость мира лирического героя. Лирический герой подчиняется воле сурового, неизбежного рока, который гонит "из края в край земли чужой" все подвластное ему: и "лист лавровый", и "лёгкий розовый листок".
Художественное пространство
Это сильный стихийный поток "Ношусь я, странник кочевой,
Из края в край земли чужой";
"Несусь, куда несет суровый,
Всему неизбежимый рок.
Звукопись стихотворения
Стихотворение настраивает на грустное восприятие мира лирического героя. Только в первом стихе употреблено 2 гласные – и (5 раз), о (4 раза)"Листок иссохший, одинокий…"
У лирического героя тонкая, ранимая душа, сочетание гласных и сонорных говорят об этом.
Синтаксис стихотворения
Встречаются риторические вопросы. Синтаксис стихотворения богат однородными членами, обособленными определениями и обстоятельствами.
Ритмический рисунок стихотворения
Автор применил четырехстопный ямб и смешанную рифмовку.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, нет деления на строфы, поэтому стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Пиррихий (в третьей стопе) придает особую музыкальность и напевность.
В стихотворении Давыдова множество эпитетов: листок одинокий, пролётный гость, дуб родимый, могучий, земля чужая, суровый рок.Они описывают одинокую, но сильную душу листка. В стихотворении Метафор (налетели тучи, сломили; ношусь я(листок), игралище Борея) оживляют, олицетворяют листок, подчёркивая, что у него есть душа.
Тучи тоже одушевлены, они действуют как бы по велению судьбы, рока.
Инверсия (листок иссохший, одинокий, голубчик мой, дуб родимый, дуб могучий, странник кочевой, земли чужой, лист лавровый)
Многосоюзие для подчёркивания связываемого: и лист лавровый, и легкий розовый листок,
В стихотворении присутствует прямая речь, чтобы мы услышали голос "неживых" героев.
Простите, вы сейчас к кому обращаетесь?