Преступления и наказание Достоевский
Чем оправдывал мармеладов свое пьянство?
Мармеладов — слабохарактерный, безвольный человек. Он понимает, что его пьянство — причина горя для его семьи, но не может преодолеть тягу к алкоголю. Семён Захарович понимает и то, что нехорошо жить на деньги Сони, пропивать одежду жены, но продолжает это делать. «Пью, ибо страдать хочу!» — говорит он, но почему же должна страдать и его семья?
Для него страдание это искупление своих грехов и спасение.
Православная концепция, выраженная в «Преступлении и наказании», подтверждается пометками Достоевского к окончательной редакции романа: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда страданием».14 В романе эта мысль озвучена Мармеладовым: «Пью, ибо сугубо страдать хочу». В этом «сугубо страдать хочу» можно увидеть своеобразное объяснение алкоголизма Мармеладова.
В романе не объясняется, почему именно Мармеладов пьёт и продолжает пить, даже после того, как его из милости снова взяли на службу. Он «срывается» и пропивает не только новую, специально для него справленную одежду, деньги, но ещё и просит на опохмеление у Сони её последние деньги. (Одним из объяснений, с современной точки зрения, может служить медицинский момент – Мармеладов болен и не может преодолеть тяги к алкоголю одной только силой воли, однако, в тексте эта причина не называется).
Пьянство Мармеладова – это его преступление, но и его же наказание. Если Раскольников убивает двух человек (женщин), зарубив их топором, и тем самым губит собственную жизнь, то и Мармеладов своим пьянством фактически тоже губит две жизни (жена и дочь) и погибает сам.
С христианской точки зрения и Раскольников, и Мармеладов – согрешили. «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!…» – говорит Соня Раскольникову. «А это не грех? – крикнула Катерина Ивановна, показывая на на умирающего. … Ихнюю да мою жизнь в кабаке извёл!»
Характерно, что алкоголь появляется в тот момент, когда не находится главного «т о г о» в жизни героя:
Это перекликается со словами Мармеладова: «Разве я не чувствую? И чем более пью, тем более и чувствую. Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу…»
https://promegalit.ru/public/9879_elena_inozemtseva_pjanenkie__obrazy_alkogolikov_v_russkoj_literature_na_primere_marmeladova_i_venichki.html
https:// kinobaza24.ru/biography/pochemu-marmeladov-rasskazyvaet-svoyu-istoriyu-zhizni-raskolnikovu.html
Он оправдывал свое пьянство тем, что считал его способом утешения и забвения о своей жизненной неудаче и бедности. Он не мог найти свое место в обществе и считал, что его жизнь бесполезна, и поэтому он утешал себя алкоголем.
Тема «маленького человека» является у Ф. М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Так, уже первый роман выдающегося мастера, который называется «Бедные люди», затронул эту тему, и она стала основной в его творчестве. Практически в каждом романе Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям. У Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он. В романе «Преступление и наказание» перед глазами читателя проходят судьбы многих «маленьких людей», вынужденных жить по жестоким законам холодного, враждебного Петербурга. Вместе с главным героем Родионом Раскольниковым читатель встречает на страницах романа «униженных и оскорбленных», вместе с ним переживает их душевные трагедии. Среди них и обесчещенная девочка, за которой охотится жирный франт, и бросившаяся с моста несчастная женщина, и Мармеладов, и его жена Екатерина Ивановна, и дочь Сонечка. Да и сам Раскольников также относится к «маленьким людям», хоть и пытается возвысить себя над окружающими его людьми. Достоевский не только изображает бедствия «маленького человека», не только вызывает жалость к «униженным и оскорбленным», но также показывает противоречия их душ, соединение в них добра и зла. С этой точки зрения особенно характерен образ Мармеладова. Читатель, безусловно, испытывает сочувствие к бедному, измученному человеку, который в жизни потерял все, поэтому опустился на самое дно. Но Достоевский не ограничивается одним только сочувствием. Он показывает, что пьянство Мармеладова навредило не только ему самому (его выгоняют с работы), но также принесло много несчастий его семье. Из-за него голодают маленькие дети, а старшая дочь вынуждена пойти на улицу, чтобы хоть как-то помочь обнищавшему семейству. Вместе с сочувствием Мармеладов вызывает к себе также презрение, его невольно обвиняешь в бедах, свалившихся на семью. Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. С одной стороны, она всячески пытается не допустить окончательного падения, вспоминает свое счастливое детство и беззаботную молодость, когда она танцевала на балу. Но на самом деле она просто утешается своими воспоминаниями, разрешает приемной дочери заниматься проституцией и даже принимает от нее деньги. В результате всех несчастий Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни, спи-вается и кончает с собой. Погибает от чахотки его жена, вконец измученная нищетой. Они не вынесли давления общества, бездушного Петербурга, не нашли в себе сил противостоять гнету окружающей действительности. Совершенно другой предстает перед читателями Сонечка Мармеладова. Она тоже «маленький человек», более того, хуже ее судьбы ничего нельзя придумать. Но, несмотря на это, она находит выход из абсолютного тупика. Она привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от нее зависят жизни ее братьев и сестер, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, в ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому. Именно образ Сони Мармеладовой становится самым очевидным разоблачением идеи крови по совести Раскольникова. Не случайно вместе со старухой-процентщицей Родион убивает и ни в чем
В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» герой Мармеладов оправдывает свое пьянство как средство бегства от суровых реалий своей жизни. Он считает, что алкоголь позволяет ему забыть о своих проблемах и стыде за свою бедность и неспособность обеспечить семью. Он также использует это как оправдание своего поведения, так как считает себя жертвой обстоятельств. Он говорит: «Пьянство не порок, Свидригайлов, а несчастье, позор, слабость, последняя гнусность человека, опозоренного и побежденного». Другими словами, он видит в пьянстве способ справиться со своими проблемами, а не моральный недостаток.
Думаю у меня получилось ответить на вашь вопрос.
Так же хотел порекомендовать свой канал в телеграмме. Наш канал посвящен ценным идеям и стратегиям по всем аспектам бизнеса. От маркетинга и продаж до управления и финансов — мы предоставим вам все необходимое. Присоединяйтесь к нашему сообществу предприниматели-единомышленники и профессионалы, и будьте на шаг впереди. Не пропустите, подпишитесь на наш канал сегодня!» https://t.me/marketfactorss