Тест по литературе "Левша"
1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:
а) «Легенда о стальной русской блохе» б) «Цеховая легенда...»
в) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
2. Кто из героев сказал эти слова: «... мы русские, со своим значением никуда не годимся»:
а) донской казак Платов б) император Александр Павлович
в) император Николай Павлович
3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»:
а) казаку Платову б) государю Николаю Павловичу в) Левше
4. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:
а) за волосья отодрал б) обнял его и поцеловал
в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги
5. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?
а) за большую образованность б) за искусные руки
в) за то, что прельстился на их жизнь
6. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»
а) тульские мастера
б) казак Платов в) английский полшкипер
7. Кто из художников написал данные иллюстрации к сказу Лескова «Левша»
А) kuzminnv5
Б) levsha-kukryniksy-09
II. Язык Лескова
В своем сказе Лесков применяет любимый им прием каламбура, игры слов. Рассказчик - человек из мастеровых, так же как и сам Левша. Именно поэтому в его речи легко сочетаются и технические термины и просторечные выражения. Часто он переиначивает иностранные слова на «свой лад», переделывает их под свое понимание.
Например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.
8. Попробуй дать толкование следующим словам, которые использует рассказчик(за каждое правильное толкование 2 балл):
«а тут настоящее Твердиземное море»
«Грандеву – это дело господское »
«Перед каждым на виду висит долбица умножения»
9. Подбери еще 2-3 примера образования таких слов( за каждый пример 2 балла)
III. Национальная тема в сказе «Левша»
10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь(1 балл):
«Государь … был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;
«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»
«Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»;
Ответь письменно, как эти цитаты характеризуют названного тобой императора?( до 4 баллов)
11. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился. Приведите примеры его доводов.(до 5 баллов)
12. Напишите, почему косой Левша (в рассказе Лескова) не имеет имени, и даже прозвище пишется с маленькой буквы(до 5 баллов)
13. Прочитай высказывание
Аннинский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?»
А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами.
Докажите свою мысль развернутым рассуждением (не менее 6-7 предложений)
1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:
в) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
2. Кто из героев сказал эти слова: «... мы русские, со своим значением никуда не годимся»:
б) император Александр Павлович
3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»:
а) казаку Платову
4. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:
б) обнял его и поцеловал
5. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?
б) за искусные руки
6. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»
в) английский полшкипер
7.Кто из художников написал данные иллюстрации к сказу Лескова «Левша»
Б) levsha-kukryniksy-09
8. Попробуй дать толкование следующим словам, которые использует рассказчик(за каждое правильное толкование 2 балл):
«а тут настоящее Твердиземное море» -Средиземное море
«Грандеву – это дело господское » - Рандеву
«Перед каждым на виду висит долбица умножения» -таблица умножения
9. Подбери еще 2-3 примера образования таких слов( за каждый пример 2 балла)
укушетка – кушетка; мелкоскоп – микроскоп; преламутром – перламутром.
10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь(1 балл):
Николай Павлович
Ответь письменно, как эти цитаты характеризуют названного тобой императора?( до 4 баллов)
Как человека, который был уверен в мастерстве русского мужика, верил в него.
11. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился. Приведите примеры его доводов.(до 5 баллов)
В России у него остались мать с отцом, и их он не оставит. Да и веру русскую православную он считал единственно правильной.
12. Напишите, почему косой Левша (в рассказе Лескова) не имеет имени, и даже прозвище пишется с маленькой буквы(до 5 баллов)
Левша - искусный талантливый мастеровой, которых было много в России ( и сейчас они есть). Ему имя не нужно, потому что он олицетворяет весь русский народ, является обобщающим символом талантливого русского народа.
13.В своем сказе Лесков выразил восхищение народными умельцами в образе главного героя - Левши. Левша предстает не как безграмотный русский, а как талантливый умелец.
Отвечу на 10 вопросов одним ответом.Это рассказ из лесковского цикла о праведниках,часто в этих рассказах автор имел ввиду не совсем тот подтекст,которыи трактуют в школах.Например в данном рассказе Лесков сказал англичане создали танцующую блоху,а Левша ее подковал,НО ПРЫГАТЬ ТО ОНА ПЕРЕСТАЛА.Или рассказ того же цикла ЖЕЛЕЗНЫЙ ХАРАТЕР.Там русскии и немец поспорили,кто больше блинов сьест.Немец сьел больше,но помер и вывод.Л.Что русскому в пользу немцу смерть. и т.п.
«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»